06:59, 22 июля 2014 года

Вырастет ли в 2015 году налог на недвижимость

Насколько высока вероятность подобного развития событий, мы попросили проанализировать постоянного эксперта нашей правовой рубрики - руководителя крупнейшего на Юге России Юридического агентства «СРВ» Романа САВИЧЕВА.

- События могут пойти по такому сценарию после изменения правил налогообложения, - говорит Р. Савичев. - Ведь уже с 1 января 2015 года налог на имущество планируется заменить налогом на недвижимость, ставка по которому будет считаться исходя из рыночной стоимости жилья. Но утверждать точно пока еще рано. Рассмотрение этого законопроекта в третьем чтении намечено на осень. То есть окончательно принять его депутаты Госдумы РФ вполне могут и сразу после каникул.

Замечу, что законопроект о введении налога на недвижимость был принят в первом чтении еще в 2004 году. Но после этого документ, как говорится, положили под сукно, поскольку в стране не было полноценного кадастрового учета. И лишь в июне 2014 года власти вдруг решили его реанимировать.

Ранее предполагалось, что новый налог должен заменить два существующих сейчас платежа - налог на имущество физических лиц и земельный. Однако теперь власти предлагают последний все же оставить, а налог на имущество просто поменять на налог на недвижимость. Но это не означает, что от переименования платежей расходы россиян не изменятся. На данном этапе предусматривается, что налог будут начислять не с инвентаризационной, а с кадастровой стоимости жилья. Последняя, как известно, приближена к рыночной и в разы больше. Согласно тексту законопроекта, для собственников квартир площадь в 20 квадратных метров не будет облагаться налогом, для комнат этот показатель будет равен 10 квадратным метрам, а для дома - 50 «квадратам».

Предельные налоговые ставки по новому законопроекту составят 0,1 процента от кадастровой стоимости объектов для жилья, а также гаражей и машиномест и 0,5 процента - для иных строений. Ставка, предусмотренная для дорогой недвижимости, стоимость которой превышает 300 миллионов рублей, составит до 2 процентов. Налог в таком случае будет взиматься, только если один объект по стоимости превышает 300 миллионов рублей, а не вся недвижимость, которая находится в собственности. По большому счету, это как раз модель пресловутого налога на роскошь.

Что же касается существующих льгот, то их депутаты намерены сохранить, но пользоваться ими можно будет не более одного раза. Например, налог на квартиру человек заплатит пониженный, зато на дачу и гараж - уже по полной. Другая неприятность заключается в том, что этот налог начислят и на недострой - например, вяло возводимый домик на дачном или садовом участке.

Но повторюсь: все это пока в планах, и нынешние прогнозы последствий его принятия скоропостижны. Ведь нельзя забывать, что даже в случае одобрения документа в осеннюю сессию парламента окончательные точки над «i» будут расставлять региональные и муниципальные власти. Именно им хотят отдать полномочия по установлению конкретного уровня налоговой ставки. Считается, что именно за счет этого удастся учесть интересы разных групп населения и защитить малоимущих граждан.

На мой взгляд, переход на единую налоговую базу является справедливым и цель законопроекта вполне оправданна - сделать налоговую базу отправной точкой от рыночной стоимости недвижимости. Но насколько логично править законопроект десятилетней давности? Может быть, лучше было бы разработать новую концепцию? Ведь поспешные решения в этой сфере принимать нельзя. Не случайно же вопрос вызвал много споров и даже опасений. Система будет эффективно работать, лишь когда четко прописаны все правила, потому здесь нужны не только обсуждения, но и точные расчеты. А в противном случае мы получим только усиление социальной напряженности.

Поясню, что вводимый налог будет напрямую зависеть от того, как оценено принадлежащее владельцу имущество. Ведь процесс определения рыночной стоимости объектов недвижимости имеет свои особенности. В населенных пунктах с развитым рынком оценщики владеют информацией о рыночных ценах, сделках и предложениях. Там, где сделок меньше (а это, конечно же, сельские территории и небольшие городки), оценить недвижимость значительно сложнее. Для того чтобы диапазон цен был приемлемым и приближенным к реальности, специалисты предлагают даже создать карты так называемого ценового зонирования. Причем ресурс обязательно должен быть публичным, чтобы, открыв его, каждый владелец имущества смог посмотреть, в каком диапазоне рыночной стоимости находится его собственность.

Нельзя исключать и того, что установление нового налога по существующей концепции может вызвать вал исков со стороны населения. Ведь люди могут попытаться через суд оспорить кадастровую стоимость своего жилья.

Есть еще одно мнение, с которым я во многом согласен. Логично было бы вводить новый налог лишь для недвижимости, которая будет приобретена или сменит собственника с 1 января 2015 года. Обратной силы закон иметь не должен, поскольку это нарушило бы конституционные права граждан.

Думаю, что мы еще вернемся к обсуждению этого вопроса, после того как состоится третье чтение законопроекта. Тем не менее хочу немного успокоить ставропольцев. Разработчики законопроекта предполагают, что повышать нагрузку для основной массы владельцев жилья будут в течение пяти лет, то есть перевести всю страну на новый налог законодатели хотят до 2019 года. До того, в 2015-2016 годах, обкатают его в 12 «пилотных» регионах. В их числе Калининградская, Калужская, Кемеровская, Иркутская, Ниже­городская, Ростовская, Самарская, Тверская области, Краснодарский и Красноярский края, республики Башкирия и Татарстан.

Юлия ПЛАТОНОВА
«Устрашающий налог»
Газета «Ставропольская правда»
22 июля 2014 года