Казачий ансамбль песни и танца «Ставрополье» собирает народный репертуар
Эти экспедиции, поясняли они, помогают коллективу постоянно черпать свежий материал, подпитываться живыми соками фольклора. На основе находок происходит обновление репертуара, пропагандирующего народную культуру прежде всего родного Ставрополья. Вскоре после той нашей встречи Наталья Алексеевна и Елена Васильевна вновь выехали в очередную экспедицию, на сей раз с участием профессора Московской консерватории Вячеслава Михайловича Щурова и его студентов. Встречи с хранителями народной культуры в станицах Кировского и Георгиевского районов принесли немало интересного.
- Вообще-то, чтобы найти хороший материал, одной поездки обычно не хватает, - поясняет Наталья Коржова. - Наши собеседники, а это, как правило, поющие бабушки, сразу предлагают то, что на поверхности, - обрядовые, свадебные, например, а нам хотелось бы найти исторические, былинные, найти особую певческую традицию. И часто бывает: мы уехали, а они потом начинают вспоминать еще и еще и уже сами звонят, приглашают на новую встречу. Понять их можно, люди не роботы, они просто так не раскроют душу, в глубине которой берегут сокровенное. И только когда снимается верхний слой, тогда начинается настоящая наша работа.
Действительно, только в одной станице Лысогорской Елена Толстокорова бывала раз пять или шесть, чтобы собрать именно тот материал, за которым охотятся абсолютно все знатоки-специалисты. Кстати, некоторые песни лысогорцев воспринимаются как авторские, например «Я на пушке сидел», которую исполняет знаменитый ансамбль Н. Бабкиной, но в существенной переработке. А на самом деле песня-то наша, ставропольская. Правда, подтвердить это можно только по устным рассказам... Народная песня не бытует только в одной станице, если она нравится, непременно появляются разные ее варианты в разных станицах, со своими интонациями.
- А в Старопавловской самодеятельные фольклористы сохраняют очень интересный свадебный обряд, - вспоминает Е. Толстокорова. - Там бытует общерусская традиция мытья невесты в бане перед девичником, распространенная в Средней полосе и на Севере. В песенном изложении любопытно предстают все основные события этой необычной церемонии: о том, как сначала приглашают жениха с друзьями мыться в бане невесты, как при этом девушки поют специальные песни, провожая их, а после дарят парням заранее вышитые кисеты... Словом, целый спектакль получается. Недаром говорится: свадьбу не отметили, а сыграли! При этом песни свадебные не повторяются нигде.
По опыту работы специалисты «Ставрополья» хорошо знают, как тесно переплетаются в наших станицах казачьи и украинские устои. В той же Лысогорской донская традиция с малоросской параллельно существуют более двух веков. Материала собрано так много, что уже готовится к выпуску целый сборник фольклора Лысогорской. В нем будет представлено более 50 песен, а также статья об истории станицы, поскольку народная культура неразрывно с этой самой историей связана. Вся эта работа была бы просто невозможна без многолетней помощи существующего там фольклорного коллектива «Родники народные», руководимого подлинным энтузиастом народной культуры Натальей Жердевой. Это ее мама Вера Васильевна в свои 90 лет напела «Да посеяла черемушку», «Во бору-бороченьку», «Сине море беспроливно», «Ставропольская шинкарочка»...
Подготовка сборника, конечно, не ограничилась обработкой текстов и музыкально-нотного материала. Сами поисковики окунаются в такие удивительные истории и интересные факты, что не могут не включать их в свои описания. Чего стоит легенда про построение церкви «на овечьей шкуре»! Это когда первые лысогорские казаки пришли к атаману за разрешением строить церковь (казачество и православие связаны неразрывно!), преподнесли ему при этом барана, а атаман заявил им: вот такую и построите церковь, какая на бараньей шкуре поместится. Тогда смекалистые казаки разрезали шкуру на полоски и обложили по периметру столько, сколько им нужно было места... Чудесная деревянная церковь стоит и доныне, пережив все времена, все испытания... Глядя на нее, понимаешь, почему в округе и песни так хорошо сохраняют...
Обо всем этом расскажет вступительная статья сборника, у которого пока еще нет названия. Скоро материал будет рассмотрен в комитете по делам национальностей и казачества правительства края.
- У нас это первый опыт подобного издания, - говорит Наталья Алексеевна, а Елена Васильевна добавляет:
- Хотим, чтобы сборник сопровождался аудиодиском с аутентичными записями. Со временем, может, и видеодиски получатся, чтобы люди видели реальных исполнителей. На них ведь даже смотреть интересно! Наши бабулечки когда поют, разительно меняются внешне. Это уже не те простые домохозяйки в фартучках! Нет, это истинная душа села! Духовная отдача, которую они нам дарят дороже всех драгоценностей...
Тут какую песню ни возьми - все о жизни. Причем это не фривольная эстрада с ее нередко прямо-таки физиологическими подробностями отношений мужчины и женщины. Народная песня тоже всегда «эту» тему освещала, но как же она целомудренно это делала! Вот мать грозно спрашивает дочь, пришедшую домой под утро: «Чому расплетена коса, а на очах блестит слеза?». Подтекст очевиден: гуляла ночь, теперь ее замуж не возьмут!.. А Лысогорская просто поражает своими музыкально-обрядовыми запасами. И еще необыкновенно красивыми голосами. Откуда их столько? Кто научил? Да просто здесь поют с детства, а значит, развиваются в нужном направлении и голосовые связки, и дыхание. Сегодня, сожалеют мои собеседницы, большинство населения петь не может, хотя внутренне, можно не сомневаться, пропевают эту музыку абсолютно все! Живет она где-то в невидимых генах...
Сразу за сдачей лысогорского материала начнется работа с находками из станицы Воровсколесской. Кроме того, у Елены Толстокоровой продолжается активное общение с народниками села Александрия Благодарненского района. Там живет еще одна настоящая подвижница - Анна Серикова, по профессии хореограф, по жизни собиратель фольклора и руководитель певческого коллектива.
- У них потрясающая традиция частушек, - в голосе Елены Васильевны звучит восхищение. - Частушка при всей своей внешней простоте на самом деле сложнейший пласт культуры. Если в песне несколько куплетов позволяют «рассказать» историю с разными нюансами, оборотами, деталями, то в частушке всего четыре коротенькие строчки. Потому и называют «коротушка». А частушка откликалась и откликается на все текущие события. Даже когда Гагарин в космос полетел, уже на следующий день Мордасова пела частушки об этом...
Специалисты «Ставрополья» вынашивают мечту сделать специальную концертную программу на основе александрийской частушки. Хотя это уже вроде бы не совсем казачий фольклор, поскольку привезли его сюда переселенцы из Тульской и Брянской областей. Но вот их потомки в казачьем окружении, сменяя друг друга, поколение за поколением сохраняют эти жемчужины. Например, роскошный «календарный» цикл. Или частушки «под язык»: когда исполнители языком имитируют народные инструменты, изображая этакий «аккомпанемент» певцам. Поют частушки и соло, и дуэтом, и трио, и группами. Тематика - обо всем. Там и трагедия, и лирика, и веселье...
- Все это, по сути, серьезная научная работа, заниматься которой надо бы больше и регулярнее, но пока не хватает сил и возможностей, - подытоживает Наталья Алексеевна. - «Ставрополью» давно необходимо собственное здание! Ансамблю уже более 30 лет, накоплен опыт, позволяющий иметь свою школу, развивать певческие и танцевальные традиции, создать штат методистов-фольклористов. Мы же все эти годы остаемся «квартирантами»...
Действительно, дальнейшее развитие знаменитого на весь мир коллектива прямо-таки диктует некие принципиально новые шаги для его поддержки. Ведь то и дело доводится слышать совершенно правильные слова о том, что «Ставрополье» - бренд нашего края... Впрочем, это уже тема для иного разговора. Пока же мои собеседницы обдумывают следующую поездку - снова в замечательную Александрию. Надо успеть записать все, что еще хранит народная память.
27 июня 2014 года