15:25, 20 июня 2014 года

Черноморская регата больших парусников 2014

В регате приняли участие более тысячи моряков и членов команд. Россию представили легендарные парусники «Мир», «Надежда», «Седов» и другие. С ними соревновались румынская Mircea, отмечающая в этом году свое 75-летие, Kaliakra (Болгария), Rah Naward (Пакистан), Johanna Lucretia (Великобритания), Adornate (Румыния)… Официальный организатор гонки – британская некоммерческая организация Sail Training International, которая проводит регаты больших парусников во всем мире с 1956 года. В оргкомитет также вошли представители Министерства транспорта РФ и Росморпорта, Агентства речного и морского транспорта, представители администраций Сочи и Новороссийска, Сочинский морской клуб.

Парусная легенда «Седов»

Суда стартовали в Варне и, преодолев около 450 морских миль, завершили первый этап гонки в городе-герое Новороссийске. Приход регаты стал ярким событием для его жителей и гостей. Тем более что в это время страна праздновала День Победы. Воспользовавшись длительными выходными, посмотреть на самые романтичные суда планеты приехали люди со всего Юга России, в том числе и из Ставропольского края.

Суда-участники разместились между морвокзалом и западным молом в районе набережной имени адмирала Серебрякова. Несколько дней на парусники на бесплатные экскурсии беспрерывно шли тысячи людей. Выпала возможность познакомиться и с членами команд – экипажи российских, румынский, британских, испанских, болгарских и пакистанских парусников в парадных мундирах и в сопровождении оркестра проследовали по улицам Новороссийска.

Гулять с судна на судно можно было часами. Легкое покачивание волн и соленый ветер, деревянная палуба, настоящий штурвал, высоченные мачты и бесконечное число завораживающих названий: марсели, брамсели, гики и гафели, бушприт, фалы и шкоты, оттяжки и брасы, гитовы и гордени… Мало что понятно, но звучит очень романтично.

Воображение рисует то долгое кругосветное путешествие, то приключения бесстрашных пиратов. Соскучившиеся по общению за время долгого плавания молоденькие курсанты вежливы и словоохотливы. Между прочим, среди них есть девушки. По их словам, обучаются без поблажек – те же физические нагрузки и покорение высоченных мачт. Мы расспрашиваем о море, юные моряки больше интересуются новостями с суши, которую они порой не видят месяцами. Говорят, на стоянках в порту особенно чувствуется тоска по дому. Так, фрегат «Надежда», чтобы принять участие в Черноморской регате больших парусников, преодолел 10622 морские мили из Владивостока, порта приписки, в Варну через Вьетнам, Сингапур, Индию и Суэцкий канал! Судно длиной 109 метров грациозно и довольно молодо (оно построено в 1991 году). Сегодня оно принадлежит Морскому государственному университету им. Г.И. Невельского. Его аналог – фрегат «Мир» – четырьмя годами старше. Порт приписки – Санкт-Петербург. Судно принадлежит Государственной морской академии им. адмирала С.О. Макарова и считается одним из самых быстрых учебных парусников. Его официально зарегистрированная максимальная скорость под парусами составила 21 узел (38,9 км/ч). Этому же учебному заведению принадлежит российский шлюп «Акела». Парусник построен в Польше в 1985 году. Его длина 13,6 метра. За свою историю судно преодолело свыше 120 тысяч морских миль, приняло участие в 17 гонках толл-шипов (то есть учебных парусных судов), из которых 12 выиграло.

Но, пожалуй, наиболее уникальный из всех участников регаты – легендарный четырехмачтовый барк «Седов». На сегодняшний день это самый большой учебный парусник в мире. Он занесен в Книгу рекордов Гиннесса. Его порт приписки – Мурманск. Барк построен в 1921 году в Германии и передан СССР по договору о репарациях после Второй мировой войны. Размеры судна впечатляют: длина 122 метра, ширина 14,7 метра, высота мачт 58 метров, площадь парусов 4192 квадратных метра. Водоизмещение 6148 тонн. Скорость под парусами 18 узлов, под двигателем – до 10 узлов. Несмотря на то что барку под сотню лет, он прекрасно сохранился. Более того, историческую аутентичность здесь бережно хранят. Корпус, мачты, реи – родные. Управление парусным вооружением, сдвоенный штурвал без электричества и гидравлики. Барк способен принять на борт более 200 человек. На его счету множество регат и славных подвигов. В 2012-м он совершил кругосветное плавание, за 14 месяцев благополучно преодолев 47 тысяч миль. Автору этих строк удалось познакомиться с капитаном барка «Седов» Максимом Родионовым. Для беседы мы отправились в сердце корабля – капитанскую каюту. Это небольшое уютное помещение, в углу стилизованный глобус, на стенах и столах макеты и изображения парусников, сувениры. Капитан сдержан и немногословен. Наше интервью прерывают посетители и телефонные звонки. Должность обязывает решать множество вопросов...

За плечами капитана М. Родионова огромный опыт. По образованию он подводник, но уже больше двадцати лет ходит под парусами. Из них девять лет занимает капитанскую должность на «Седове».

- Я хожу в море с 1981 года. Отец моряк, поэтому о другой профессии никогда и не задумывался. Любовь к путешествиям разделяет супруга. Много лет ходил со мной в море сын, но потом выбрал другую профессию.

Капитан сетует на то, что сегодня морская профессия потеряла прежний престиж, зарплата копеечная. И любой менеджер, просиживающий жизнь в офисе, по его словам, получает на порядок больше, чем капитан, не говоря уже о молодых моряках. Пытаюсь напроситься в плавание, но получаю вежливый отказ. Оказывается, это невозможно, потому что запрещено законом, причем только в России. Необходим целый пакет морских документов. А вот за границей туристов-практикантов (их называют трейнизами) на борт берут постоянно. Они приезжают на отдельные переходы, живут в кубриках, питаются с курсантами и при желании выполняют все палубные работы, несут рулевую вахту и даже ставят паруса. По сути, на время они становятся частью команды и идут в море за своей мечтой – обучиться парусному делу и хлебнуть настоящей романтики.

- Это учебное судно. Его постоянный состав – 56 членов экипажа. Остальные – курсанты. Например, в кругосветке побывали 303 курсанта в три смены. Первая – от Питера до Касабланки, вторая – до Владивостока, третья – до Северной столицы. На барке они знакомятся со своей профессией и получают самую тяжелую практику в своей жизни. Потому что это парусное судно, здесь все нужно делать вручную. Барку 93 года, и за это время в нем ничего не изменилось, начиная от штурвала и заканчивая постановкой парусов. Да, качки и шторма будут и на других кораблях. Но в тяжелый шторм не нужно будет лезть на 58-метровую высоту, чтобы убрать паруса. Эта практика дается курсантам для того, чтобы они решили, нужна ли им эта профессия. Как правило, до 30 процентов уходят, – заключает капитан М. Родионов.

Приветствия трех президентов

После Новороссийска международная флотилия самых легендарных парусников мира пришла в Сочи. Регату принимали в Новой круизной гавани, где пришвартовались самые большие суда класса А. Суда поменьше разместились у причала морского порта. Встреча таких «громоздких» гостей стала возможна благодаря грандиозной реконструкции морской инфраструктуры города, которая была проведена в рамках подготовки к зимней Олимпиаде. В историческом центре построили гавань для круизных лайнеров, способную принимать суда практически до 330 метров длиной с пятью тысячами пассажиров на борту. Модернизировали и яхтенную марину.

Участников регаты лично приветствовал и наградил победителей первого этапа Президент Российской Федерации Владимир Путин, отметив, что «счастлив приветствовать всех, кто посвящает свою жизнь морю».

Второй этап гонки стартовал по маршруту Сочи – Констанца (Румыния). Здесь корабли встречали тысячи людей. 27 мая подвели итоги всей Черноморской регаты больших парусников. За месяц путешествия парусники преодолели около 800 морских миль. Регата получила приветствия от президентов стран, в которые заходила: от президента Болгарии Росена Плевнелиева, России – Владимира Путина и Румынии – Траяна Бэсеску. На парусники поднялись и приняли участие в праздничных мероприятиях более миллиона человек!

В итоге наградили победителей в разных классах. А чемпионом обоих этапов гонки признана российская «Акела». Призом Дружбы регаты удостоен парусник Atyla (Голландия), который, по мнению всех капитанов и команд-участников, внес наибольший вклад в развитие и укрепление международной дружбы и взаимопонимания.

Морской туризм…

Черноморское побережье России для круизной индустрии, на мой взгляд, пока что terra incognita. Возможно, со временем Сочи и Новороссийск станут местом постоянного захода множества больших круизных лайнеров со всего мира, но для этого уже сегодня нужно серьезное развитие инфраструктуры, утверждают специалисты. И эта работа ведется. Черноморское побережье Кавказа характеризуется отсутствием глубоких бухт, в которых можно укрыться от непогоды, что предусматривает строительство серьезных защитных сооружений. Государство участвовало в строительстве таких сооружений в Сочи, Новороссийске и Геленджике. Существует проект развития Имеретинской бухты. Инвесторы – российское и зарубежное бизнес-сообщество. Особенность идеи в том, что вдобавок к причальному месту хозяин яхты может также приобрести дом в марине. В Геленджике в следующем году планируется создание небольшой пассажирской марины и пассажирского порта. Существует план по строительству причала в Анапе.

Представители государственной власти говорят о том, что есть идея в будущем связать единой сетью яхтенных маршрутов Черноморское побережье Кавказа и Крым, что стало бы серьезным шагом в развитии морского и яхтенного туризма в стране.

«Романтика белых парусов»
Газета «Ставропольская правда»
21 июня 2014 года