06:57, 4 июня 2014 года

Известному патриоту и новатору ставропольцу Василию Куксову исполнилось бы 85 лет

Василий Петрович родился в селе Михайловском (ныне город Михайловск) в крестьянской семье. Нелегкая ему досталась доля. Горькие удары судьбы посыпались один за другим. В мае 41-го умерла мама. Вскоре началась Великая Отечественная, отца призвали на фронт. Погиб он в первые месяцы войны. Васе было тогда всего 12, а его старшей сестре 15. Пришлось бросить школу и зарабатывать тяжелый военный хлеб, работая в колхозе: Василий – кучером у председателя колхоза, сестра – учетчиком. На детские плечи легли заботы и по содержанию домашнего хозяйства, благодаря которому и жили, держали корову, немного птицы, поросят, небольшой огород.

Через год сестренку мобилизовали на сооружение оборонительных объектов в Краснодарском крае. Одному Васе пришлось совсем худо. От бескормицы погибли корова, поросята и птица, хату нечем было топить, подросток сильно заболел. Вернувшаяся сестра еле выходила брата от сильной простуды. Детям вздохнулось чуточку легче, когда с фронта после сильнейшего ранения вернулся дядя. Так они вместе и пережили годы военного лихолетья.

После победы Василий продолжил учебу в школе. Благодаря тяге к знаниям и настойчивости за один год он наверстал упущенное, получил свидетельство об окончании 7 классов. А затем поступил заочно в железнодорожный техникум, но при условии, что будет работать на железной дороге. Паренек, не задумываясь, пошел кочегаром на паровоз. За смену в топку надо было перебросать совковой лопатой тонны угля. Из каждой такой поездки он возвращался вымотанным до предела, пропитанным угольной пылью и мазутом. «Более каторжного труда, чем кочегар на паровозе, в моей жизни не было, – вспоминал Василий Петрович. – Летом я обессиленный добирался до лесополосы и падал, только после нескольких часов отдыха мог добраться до дома». Вскоре его перевели на должность проводника, а затем дежурного по станции. Василий Петрович был уверен, что именно железная дорога сформировала в нем трудолюбие, чувство ответственности и долга.

Следующий пятилетний этап его жизни связан с флотом. Ему посчастливилось служить на знаменитом крейсере «Красный Крым». Дослужился до старшины, а после увольнения в запас ему было присвоено звание капитан-лейтенанта. В 1954 году Василий возвращается на железную дорогу в должности дежурного по станции. Целеустремленность молодого Куксова, его активную общественную и гражданскую позицию заметили в райкоме КПСС, пригласили на должность инструктора. Вскоре его избирают на должность секретаря парткома совхоза «Пелагиадский», а в 1964-м – председателем колхоза им.  Чапаева Шпаковского района. Он проявил себя как талантливый организатор и хозяйственник, превратив Казинку в процветающее село. До его прихода здесь царила, что называется, непролазная грязь, бездорожье. Под руководством Василия Петровича началось строительство новых ферм, зернохранилищ, культстанов, банно-прачечного комплекса, школы, водопровода, асфальтового завода. Село было газифицировано, заасфальтированы основные дороги и улицы. За годы своего руководства колхозом В. Куксов сумел вывести его в районные и краевые лидеры.

Дабы увеличить производство овощных культур, он воодушевился созданием водоема. Он, как никто, любил воду. По всей видимости, эта страсть связана с его службой на флоте. Где бы он ни работал, всегда начинал со строительства водоема. В ОПХ «Шпаковское» он построил сразу два. Но Казинский – сооружение, потрясающее своими масштабами и захватывающее красотой. Его зеркальная площадь – около 70 га, глубина – около 10 м. На берегу построен детский лагерь. Отсюда до Казинки проложена асфальтированная дорога, вдоль которой высажены хвойные деревья. Миновало 40 лет, но этот экзотический уголок, созданный В.П. Куксовым, радует глаз и поныне, доставляя отдыхающим огромное удовольствие.

В 1969 г. Василия Петровича перебрасывают на другой фронт работы, назначают директором отстающего совхоза «Ставрополец». За короткий срок (всего лишь два года) он сделал невероятное, добившись экономического прорыва хозяйства. Вскоре его избирают первым секретарем Шпаковского райкома КПСС. Здесь он в очередной раз продемонстрировал свои блестящие организаторские способности, за год вывел Шпаковский район на лидирующие позиции в крае. Району было присуждено переходящее красное знамя крайкома КПСС и крайисполкома. А еще он обладал великолепным чутьем распознавать людей, видеть их потенциал и перспективы. Так, он выдвинул на руководящие посты В.Ф. Гаркушу, А.М. Пшеничного, А.А Данилову, В.И. Шульженко, Е.Е.  Рудакова, Н.И. Нечаева и других.

По инициативе Василия Петровича начали внедрять системный комплексный подход в растениеводстве, делая ставку на науку. Шпаковское в то время было самым большим селом в России, но ни одна улица толком не была благоустроена, не было водопровода, требовалась газификация, сооружение дорог и тротуаров, особенно в восточной части. В августе 1971-го руководитель райкома предложил грандиозный план реконструкции райцентра. Причем стройку объявили народной. Был разработан генеральный план, в основу которого легли идеи В.П. Куксова. Через год начались работы по созданию площади Победы у речки Чла. Открытие мемориала павшим в годы войны состоялось в 1974-м. Площадь Победы оставляет грандиозное впечатление, подобных мест нет и во многих областных центрах.

Глубокий яр, в свое время забитый мусором, превратился в привлекательную зону отдыха. Настоящим событием в 1970-м стало открытие детской автомобильной дороги, где девчонки и мальчишки постигали правила дорожного движения. Были даже установлены самолет и вертолет, а затем Василий Петрович предложил разместить здесь настоящий паровоз с вагонами, чтобы у детей была возможность железнодорожной профориентации. Их доставили из депо Минвод. Многие годы этот паровоз, вагоны, самолет и вертолет служили местом «паломничества» местной детворы и их родителей, своего рода достопримечательностью райцентра. К сожалению, в годы лихолетья все это транспортное богатство было сдано на металлолом, а от уникальной детской площадки не осталось и следа. Сейчас на этом месте две заправочные станции...

Пришлось Василию Петровичу «рулить» и в опхозе «Шпаковское». Буквально с нуля была отстроена вся хозяйственная инфраструктура, в том числе переработка, а также контора, общежития, столовые и другие социальные объекты. Благодаря усилиям Куксова в очередной раз было создано образцовое опытное хозяйство. Но, к сожалению, в перестроечное время из-за частой смены руководителей оно было обанкрочено, а хозобъекты уничтожены.

Минуло более 20 лет со дня смерти этого выдающегося человека, гражданина и патриота, который шел по жизни, что называется, семимильными шагами – на благо своих земляков и всего родного Ставрополья. Память о его трудовом подвиге увековечена в созданных его руками уникальных уголках природы, которые и поныне так любимы жителями края...

В.И. Трухачев, А.А. Гоноченко, В.М. Пенчуков, В.Ф. Гаркуша, М.Н. Варшавский, Г.Н. Белевцев, В.К. Целовальников, А.Н. Подколзин, В.В. Кулинцев, В.И. Шульженко.

«Патриот. Созидатель. Новатор»
Газета «Ставропольская правда»
4 июня 2014 года