07:09, 23 мая 2014 года

Камерный хор Ставропольской краевой филармонии радует поклонников уже 10 лет

Десять лет – небольшой возраст для творческого коллектива, но мы как-то уже привыкли к тому, что каждый его выход на сцену – это, как правило, настоящее событие, несущее радость общения с высоким искусством. Созданный с целью популяризации прежде всего классики хор, однако, имеет в репертуаре и русскую народную музыку, и даже уникальные по редкости исполнения в мире произведения эпохи Возрождения. А еще многие ставропольцы помнят успешное участие хора в первой оперной постановке краевой филармонии «Алеко».

Несколько лет назад коллектив возглавил талантливый музыкант, известный также в качестве заведующего дирижерско-хоровым отделением краевого колледжа искусств Александр Островерхов. Сегодня он гость «СП».

- Александр Григорьевич, познакомьте нашего читателя с пока еще небольшой, но уже весьма содержательной историей хора.

- Коллектив основала успешно работавшая в Ставрополе дирижер Татьяна Середа, а инициировала появление камерного хора бывший директор филармонии Валентина Куникина. Так случилось, что спустя несколько лет первый руководитель хора по личным обстоятельствам уехала из Ставрополя, и мне, поработавшему к тому времени год ее помощником, предложили должность главного хормейстера филармонии. Надо сказать, на тот момент рейтинг у хора был не очень высок, даже шли разговоры о вероятности расформирования, поскольку фактически не было своего зрителя, много концертов просто отменялось... Звучали предложения подумать о некой другой концертной единице. Вот в такой тяжелой ситуации захотелось все-таки попытаться что-то сделать, не хотелось остаться в истории тем, кто «развалил» хор!

- Взыграли здоровые профессиональные амбиции...

- Не зря же педагоги в меня вкладывали знания и свою душу! Мы взялись осваивать новые программы, чтобы переломить ситуацию. Начали больше ориентироваться в первую очередь на детскую публику. Наш замечательный хормейстер Елена Бутова разработала прекрасную программу «Паровозик из Ромашково», пользующуюся сейчас огромной популярностью в детских садах и общеобразовательных школах. Помогли добрые советские мульт­фильмы, положенные в основу, плюс уже современные «Смешарики». Все это подается в игровой форме, с забавными переодеваниями, весело. Публика заряжается положительными эмоциями. А мы держим в уме расчет, что из этой юной публики через несколько лет вырастет уже постоянный посетитель филармонии.

Ну а для старших поколений, продолжая творческий поиск, решили освоить танцевальный жанр - музыку 80-х. Она доступна, легко воспринимаема, привлекает широкую аудиторию. Мы взяли проверенные временем хиты из репертуара «Битлз», «АББА» и «Queen»...

- Помнится, эта ваша программа произвела фурор. Сделано было смело, неожиданно, любопытно, особенно «Спиричуэлс» - афроамериканские духовные песнопения. Эти библейские тексты, положенные на музыку, звучат в храмах, но вполне могут быть восприняты и как рок, и джаз, и фолк...

- Дисковая музыка вообще очень подвижная. Но главное - это все-таки просто хорошая музыка... Синкретический жанр с его ритмичным характером помог показать публике широту нашего творческого диапазона. Параллельно двигались к освоению классики, начав с обработок русских народных песен. Их хоть и много поют, но все больше в эстрадной манере. Между тем у отечественных, советских композиторов много обработок хорошей, грамотной музыки, по сути, ставшей хрестоматийной. Так родилась программа «Русь колокольная», где за основу была взята духовная музыка, в том числе современная, которая тоже сегодня хорошо осваивается. Причем не украшается всякими диссонансами, синкопированными ритмами, а более близка к первоисточнику, чем и выигрывает - за счет красоты широкого, свободного, плавного распева.

Так потихоньку шли и шли вперед. Наконец решили: теперь уже хотим и можем взяться за классику! Потому еще, что уже появилась «наша» публика, та, которая постоянно приходит на наши программы и уже готова воспринять нечто более серьезное. Того же Валерия Гаврилина, Юрия Фалика, Татьяну Яшвили - композиторов-современников, продолжающих лучшие традиции духовной музыки. На вечере русских романсов спели романсы в обработке Якова Дубравина. Исполняли попурри песен И. Дунаевского. Затем освоили кантатно-ораториальный жанр: вместе с симфоническим оркестром и солистами филармонии камерный хор спел «Реквием» Моцарта. Каждый коллектив, имеющий в репертуаре это произведение, может гордиться собой. Потому что это очень серьезная музыка, требующая определенного навыка, - и хормейстерского, и вокального. Тут нужны свой внутренний стержень, выносливость, к этой музыке нужно подступать подготовленным, просто так ее не споешь!

- С какими же творческими силами вы осваиваете новые высоты?

- Абсолютно все хористы с музыкальным образованием, в основном выпускники нашего колледжа. Кстати, примерно на треть хор укомплектован студентами вокального и дирижерско-хорового отделений колледжа. Для ребят это отличная практика, в дальнейшем она станет важным подспорьем в их профессиональной деятельности. Так что, осваивая новые жанры, мы опирались и на корифеев, и на молодежь: без вливания свежей крови ничего бы не получилось. У молодых особая энергетика, активная жизненная позиция. Ну и в огромной степени помогла мне опора на хороших товарищей, единомышленников - хормейстера, помощника хормейстера, администратора хора. Без них тоже ничего бы не получилось...

- Александр Григорьевич, вообще, само понятие хора предполагает именно некое товарищество, духовную слитность, гармонию...

- Совершенно верно, без этой внутренней дружбы, единомыслия хора не будет. Почему нам успех сопутствует? Да потому, что всем нравится то, что мы вместе делаем. Каждый вокалист понимает: концерт - это праздник не только мой, хора, филармонии, но и каждого пришедшего к нам слушателя. Не случайно мы в юбилейную программу хора включили все лучшее, назвав ее «Хит-коктейль»: музыковед филармонии Татьяна Диева предложила исполнить хиты из разных программ - духовную, русскую народную, классическую музыку, хрестоматийные, знаковые произведения вокально-хоровой культуры. Конечно, это было очень ответственно, потому что на концерт пришло много музыкантов-профессионалов. И им, замечу, понравилось, нам сказали: да, у вас уже свой звук, стиль, почерк, отношение к слову, к звукообразованию, донесение смысловой нагрузки на достойном уровне. Ведь основная проблема любого хора - донести мысль. Зачастую слово «сквозь музыку» с трудом понимается залом. Поэтому много работаем над дикцией, произнесением фонем, формированием согласных... Чтобы слушатель получал удовольствие от тех художественных образов, которые мы ему преподносим. Чтобы понимал, о чем это... Звук - наш инструмент, антураж, способ проникновения в душу. Недаром мы каждое произведение обсуждаем, говорим, о чем оно. Я говорю своим музыкантам: если у нас в головах не будет «картинки», слушатель нам не поверит. И дыхание будет не то, и глаза не те, и вербальный сигнал будет не тот.

- Да и ансамбль просто рассыпается, если хоть один человек выпадает из этой гармонии.

- Тщательно консолидируем силы! Могу признаться: мы уже доросли до того, что на каждом концерте что-то приобретаем и для себя. Порой у музыкантов бытует мнение, что надо на репетиции делать больше, потому что на концерте часть «потеряется». Мы же и на концерте продолжаем приобретать. Чем более требователен зал, тем больше коллектив поднимается вместе со своим слушателем.

- Вам с таким настроем и багажом есть что противопоставить конкурентам...

- К счастью, конкуренции как таковой мы не ощущаем, наоборот, культивируем хорошую профессиональную дружбу. Каждый хоровой коллектив занял свою нишу, исполняет свою музыку: «Кантабиле», «45-я параллель», студенческие хоры в вузах, колледжах, епархиальный большой хор, стремящийся за рамки церковной музыки.

- Соприкосновение с церковными хорами неизбежно, ведь сама хоровая культура берет истоки именно там, в храме...

- Между прочим, первая запись в моей трудовой книжке - архиерейский хор! Очень много дал нам его тогдашний руководитель отец Виктор Нецветаев, уникальный человек, самородок, не имевший музыкального образования, но выдающихся способностей, с мощным внутренним стержнем, глубоко чувствовавший. Я потом и в годы учебы в Саратовской консерватории сотрудничал с церковным хором.

- Есть у коллектива желание выехать куда-то за пределы края?

- Это непросто. Для начала надо закрепиться в своем Отечестве, и мы много ездим по краю. Например, сделали хорошую целевую программу для детей-сирот: около двадцати благотворительных концертов по детским домам. Получился классный проект, хотя сначала сами переживали: как дети примут? Но вновь убедились, что хоровая музыка дарит необыкновенно свежие эмоции! В ней есть неописуемое волшебство невербальной подачи, никакая самая «чистая» запись этого не передаст, это нужно не только слышать, но и видеть! И дети с удовольствием нас слушали с широко распахнутыми глазами.

Часто выступает хор на Кавминводах, сотрудничает с Минераловодским музыкальным колледжем, возим туда наши хрестоматийные программы. Есть своя ежегодная традиция - в рамках Рождественских встреч выступаем в Кисловодской детской музыкальной школе им. Рахманинова.

- Не могу не задать «обязательный» вопрос о творческих планах...

- На свете столько хорошей музыки, которую хотелось бы подарить нашему слушателю! Для музыканта главное - востребованность. Мы занимаемся потрясающим делом, которое любим и умеем делать, дай бог, чтобы жизнь позволяла делать это и дальше. Подумываем о специальной программе патриотической музыки. Мне очень нравится это направление в советском периоде. Жду вот, когда слова «Сталин» и «Ленин» перейдут из эмоционального в исторический аспект, потому что хотел бы многие произведения озвучить: они несут очень мощный заряд, имеют, на мой взгляд, немалое культурное значение, созданы высокими профессионалами. А из-за имен вождей предаются забвению... Завтра, в День славянской письменности и культуры, в честь юбилея Александры Пахмутовой сводным составом - симфонический оркестр и ряд хоров - представим разные стороны ее песенного творчества. Мне вообще нравятся энергичные патриотичные мелодии, побуждающие к созиданию.

- Александр Григорьевич, вы возглавляете еще и краевое отделение воссозданного Всероссийского хорового общества. В чем видите его задачи?

- Это была инициатива видных российских музыкантов, вовсе не являющихся хоровиками, но в свое время прошедших через музыкальные школы, а значит, через хоровые формы. Они понимают важность этого музыкального направления. Вспомним: во время Великой Отечественной вой­ны песня «Вставай, страна огромная!», исполненная знаменитым хором, сделала намного больше, чем тысячи танков, для сплочения народа, укрепления его духа. Видите, тут есть даже стратегический момент оборонительного значения! Хоровое общество ориентировано в первую очередь на детей, во всех школах края действуют свои хоры, везде поют, проводится много фестивалей, работает немало хороших хормейстеров. Хоровые традиции надо продолжать! Это же не экзотичные заимствования, не имеющие к нам никакого отношения, а свое, русское, родное. В хоровом, ансамблевом пении идет мощное излучение живой, позитивной энергии. По сути, это целая система, формирующая духовную личность.

«На свете столько хорошей музыки!»
Газета «Ставропольская правда»
23 мая 2014 года