О чем писали газеты и журналы эпохи Первой мировой войны
Сегодня мы представляем иллюстрированное периодическое издание «Великая война в образах и картинах». Выходили сборники в Москве с 1914 по 1917 год, издано 14 выпусков, содержащих воззвания, манифесты, дневники военных действий, очерки событий на фронтах, в госпиталях, в тылу.
Поражают удивительной достоверностью фотографии десятков русских и европейских фотокорреспондентов. Рядом с карандашными набросками снимки фронтовых событий, цветные гравюры, изображения местностей и жителей стран – участников войны. В художественном оформлении и написании текстов принимали участие видные художники и литераторы той эпохи: академики К. Маковский и Н. Рерих, художники Н. Самокиш, В. Серов, Е. Лансере. В военно-литературном отделе сотрудничали генерал М. Ботьянов, поэт С. Городецкий, князь М. Кочубей, профессор В. Кузьмин-Караваев, академик А. Семенов-Тян-Шанский, граф А. Толстой, князь Е. Трубецкой и многие другие.
В предисловии к первому выпуску А. Толстой, в частности, пишет, что называют эту войну Мировой и Великой даже не потому, что вовлечено в нее множество армий со всего света. Под ее ударами рухнуло былое очарование «железной» культуры и вновь пробужден к жизни трагический дух. Спали маски, открылись истинные лица людей, «слабые стали сильными; сильные – героями; и каждый почувствовал, что у него есть Родина, которой он еще не заплатил долга».
А третий выпуск предваряет сообщение об ответе на новогоднее поздравление редакции сборника «Великая война в образах и картинах». Верховный главнокомандующий великий князь Николай Николаевич изволил ответить следующей телеграммой: «Москва. Издателю Дмитрию Маковскому. Очень тронут, сердечно благодарю состав редакции издания за молитвы и вернопреданнические чувства. Генерал-адъютант Николай».
Невольно сравниваешь события, отраженные в «Дневнике военных действий», с нашей современностью, ибо параллели напрашиваются сами собой. Так, в июне русские «после семидневного кровопролитного боя разбили австрийцев и заняли сильные позиции у Львова», защитив и освободив его жителей. В девятом выпуске сенатор С. Горяинов пишет: «Война, разгромившая территорию Сербии, спасла Сербию от ужаса стать провинцией Австрии».
В тринадцатом выпуске Н. Бердяев пишет ничуть не устаревшее за прошедшее столетие эссе «О любви к России». О формах и особенностях сражений на суше, в море и воздухе рассказывают отдельные работы известных военачальников, представителей Генштаба.
Примечательно, что уже в третьем выпуске А. Осендовский в статье «Русская женщина и война» напоминает: «Мы возвращаемся к эпохе великой русской женщины: женщины с душой могучего титана и с сердцем лучезарных херувимов». С этой темой перекликается опуликованная в пятом выпуске фотография «Сестра милосердия записывает последнюю волю умирающего солдата». Есть очень выразительные сюжетные снимки. И вот сам фотограф-корреспондент штабс-капитан С. Корсаков на передовых позициях. Следом – сделанный им снимок «Газета в армии». Обложкой одного из выпусков стала работа академика Е. Лансере «Пластун». На фронтах Первой мировой войны сражалось 24 пластунских батальона, 22 из которых – кубанские казаки. Их называли первым русским спецназом.
Как написал Н. Устрялов в 12-м выпуске (1916 г.) в статье «Право на победу», война длится третий год, и невозможно сказать, каков будет ее конец: «Пред лицом совершающегося грозного суда истории русское государство должно стать достойным именования Святой Руси и Великой России. И тогда в победе, которая, верим, увенчает наши общенациональные усилия, мы будем видеть не милость, нам дарованную, а право, нами заслуженное». Увы, на многие годы все заслуги, победы и звания народа-освободителя были прочно забыты. Счастье, что сохранились такие поистине уникальные издания, которые помогают увидеть героев той войны, узнать их фамилии, помочь восстановить народную память.
25 апреля 2014 года