07:23, 25 апреля 2014 года

О чем писали газеты и журналы эпохи Первой мировой войны

Сегодня мы представляем иллюстрированное периодическое издание «Великая война в образах и картинах». Выходили сборники в Москве с 1914 по 1917 год, издано 14 выпусков, содержащих воззвания, манифесты, дневники военных действий, очерки событий на фронтах, в госпиталях, в тылу.

Поражают удивительной достоверностью фотографии десятков русских и европейских фотокорреспондентов. Рядом с карандашными набросками снимки фронтовых событий, цветные гравюры, изображения местностей и жителей стран – участников войны. В художественном оформлении и написании текстов принимали участие видные художники и литераторы той эпохи: академики К. Маковский и Н. Рерих, художники Н. Самокиш, В. Серов, Е. Лансере. В военно-литературном отделе сотрудничали генерал М. Ботьянов, поэт С. Городецкий, князь М. Кочубей, профессор В. Кузьмин-Караваев, академик А. Семенов-Тян-Шанский, граф А. Толстой, князь Е. Трубецкой и многие другие.

В предисловии к первому выпуску А. Толстой, в частности, пишет, что называют эту войну Мировой и Великой даже не потому, что вовлечено в нее множество армий со всего света. Под ее ударами рухнуло былое очарование «железной» культуры и вновь пробужден к жизни трагический дух. Спали маски, открылись истинные лица людей, «слабые стали сильными; сильные – героями; и каждый почувствовал, что у него есть Родина, которой он еще не заплатил долга».

А третий выпуск предваряет сообщение об ответе на новогоднее поздравление редакции сборника «Великая война в образах и картинах». Верховный главнокомандующий великий князь Николай Николаевич изволил ответить следующей телеграммой: «Москва. Издателю Дмитрию Маковскому. Очень тронут, сердечно благодарю состав редакции издания за молитвы и вернопреданнические чувства. Генерал-адъютант Николай».

Невольно сравниваешь события, отраженные в «Дневнике военных действий», с нашей современностью, ибо параллели напрашиваются сами собой. Так, в июне русские «после семидневного кровопролитного боя разбили австрийцев и заняли сильные позиции у Львова», защитив и освободив его жителей. В девятом выпуске сенатор С. Горяинов пишет: «Война, разгромившая территорию Сербии, спасла Сербию от ужаса стать провинцией Австрии».

В тринадцатом выпуске Н. Бердяев пишет ничуть не устаревшее за прошедшее столетие эссе «О любви к России». О формах и особенностях сражений на суше, в море и воздухе рассказывают отдельные работы известных военачальников, представителей Генштаба.

Примечательно, что уже в третьем выпуске А. Осендовский в статье «Русская женщина и война» напоминает: «Мы возвращаемся к эпохе великой русской женщины: женщины с душой могучего титана и с сердцем лучезарных херувимов». С этой темой перекликается опуликованная в пятом выпуске фотография «Сестра милосердия записывает последнюю волю умирающего солдата». Есть очень выразительные сюжетные снимки. И вот сам фотограф-корреспондент штабс-капитан С. Корсаков на передовых позициях. Следом – сделанный им снимок «Газета в армии». Обложкой одного из выпусков стала работа академика Е. Лансере «Пластун». На фронтах Первой мировой войны сражалось 24 пластунских батальона, 22 из которых – кубанские казаки. Их называли первым русским спецназом.

Как написал Н. Устрялов в 12-м выпуске (1916 г.) в статье «Право на победу», война длится третий год, и невозможно сказать, каков будет ее конец: «Пред лицом совершающегося грозного суда истории русское государство должно стать достойным именования Святой Руси и Великой России. И тогда в победе, которая, верим, увенчает наши общенациональные усилия, мы будем видеть не милость, нам дарованную, а право, нами заслуженное». Увы, на многие годы все заслуги, победы и звания народа-освободителя были прочно забыты. Счастье, что сохранились такие поистине уникальные издания, которые помогают увидеть героев той войны, узнать их фамилии, помочь восстановить народную память.

Антонина АШИХМИНА
«Пробудился трагический дух»
Газета «Ставропольская правда»
25 апреля 2014 года