07:20, 4 апреля 2014 года

В Ставрополе прошла презентация монографии Ивана Ковалева «Федор Иванович Калмык»

Музейный зал для презентации не случаен: автор книги - искусствовед, живописец, книжный график профессор кафедры дизайна СКФУ Иван Ковалев. А поводом встречи стала его монография «Федор Иванович Калмык». По признанию специалистов, на сегодняшний день это самое фундаментальное исследование о широко популярном европейском, но мало изученном в России художнике, известном во второй половине XVIII – первой половине XIX века рисовальщике и гравере калмыцкого происхождения. Книга знакомит нас с творчеством Федора Калмыка, жившего в грандиозную эпоху возрождения эстетики и идеалов античности.

Много лет отдавший изучению истории калмыцкого искусства, стоявший у истоков создания национальной картинной галереи в Элисте, а в начале 90-х перебравшийся в Ставрополь, Иван Григорьевич Ковалев долгие годы вынашивал мечту издать такую книгу. Как же здорово, что его мечта осуществилась в Ставрополе! Разделить с ним эту радость пришли друзья-художники, деятели культуры, преподаватели.

Из книги И. Ковалева: «Федор Иванович родился около 1764 года в степях между Волгой и Доном. В 1770 году он был привезен в Петербург русским офицером и представлен Екатерине ll, которая крестила его в православную веру и нарекла его новым именем, вошедшим в историю мирового искусства… Эти события относятся к тому времени, когда часть калмыцкого племени (род торгоутов. - Н. Б.) покинула свои прежние кочевья и направилась в Джунгарию. Оно преследовалось яицкими казаками вплоть до высокогорий. В одном из столкновений и был захвачен будущий художник». Так уже с малых лет начала раскручиваться фантастическая спираль судьбы человека, о котором мы узнаем лишь два века спустя. А жизнь его, как справедливо заметил научный сотрудник музея Александр Колбасников, достойна стать сюжетом самого эффектного приключенческого художественного фильма, столько в ней невероятных судьбоносных случайностей. Императрица Екатерина, как было тогда принято, подарила свою живую игрушку - калмычонка герцогине Баденской Амалии, и парнишка-степняк оказался в центре Европы, в Германии, где суждено было развиться его природному художественному дару. Уже первые уроки у придворного живописца Меллинга показали незаурядность таланта восточного пришельца, которому и фамилию, недолго думая, дали по его национальности - Калмык. А потом были учеба в Италии, знакомство с творениями великих художников Возрождения, первые самостоятельные шаги в профессиональной графике, которой он оставался верен всю жизнь. Высочайшее, филигранное искусство рисовальщика привлекло его в экспедицию британского дипломата лорда Эльджина, изучавшую сокровища Древних Афин – легендарные Акрополь и Парфенон. После чего три года Ф. Калмык жил в Англии, выполняя гравюры по своим греческим рисункам, ныне хранящиеся в знаменитом Британском музее. Наконец, снова Германия, служба живописцем при дворе великого герцога Карла Фридриха, одного из просвещеннейших монархов Европы… И десятилетиями жившая мечта о далекой России. В 1813 году Федор Иванович встречал проходившие через Германию гнавшие Наполеона русские войска, плакал, глядя на калмыцких конников, узнавая знакомые черты своих сородичей и не имея возможности поговорить с ними: родным для него давно стал немецкий язык. А последним пристанищем стал немецкий город Карлсруэ земли Баден-Вюртемберг…

Могла ли такая биография не увлечь азартного исследователя, каким всегда был Иван Ковалев? Впрочем, его любопытство к калмыцкому искусству воплощено еще в целом ряде научно-популярных трудов, таких как «Калмыцкий народный орнамент», «Художники Калмыкии», «Зеленая Тара», «Танки: приоткрывая завесу тайн» и других. Он вписал свое имя в историю Калмыкии еще и тем, что основал в Элисте художественно-производственные мастерские, детскую художественную школу.

А теперь и Ставрополь счастлив быть родиной замечательного исследователя. Как подчеркнула директор краевого музея изобразительных искусств Зоя Белая, приятно, что книга И. Ковалева вышла к читателю именно в этих стенах, где, кстати, автор успел несколько лет потрудиться главным хранителем:

- Мы тогда увидели сразу, как глубоко знает и любит Иван Григорьевич культуру народа Калмыкии. Да и нам он открыл немало ранее неизвестных имен художников, в том числе такого уникального, как Федор Калмык. Книга о нем читается буквально взахлеб, я просто не могла оторваться, пока не дошла до последней страницы, испытав огромное интеллектуальное удовольствие… Хочется думать, что это еще отнюдь не точка в нашем узнавании Калмыка, произведения которого хранятся во многих европейских галереях и ждут дальнейшего исследования. Вообще в наше время подобные издания, увы, чрезвычайно редки, вот и труд И. Ковалева выпущен на личные средства автора малым тиражом…

Аудитория, собравшаяся в музее, с одобрением встретила слова декана факультета истории и искусств СКФУ Игоря Крючкова о том, что университет (имеющий собственную издательскую базу) постарается поправить ситуацию с малым тиражом книги, которую можно назвать значительной вехой на исследовательском пути. Тем более что выполнено издание, добавила искусствовед Ольга Бендюк, на высочайшем уровне и само по себе явление искусства – издательского, ибо сделано с безупречным чувством вкуса, такта, меры. Графически выверенное, изысканно деликатное цветовое оформление монографии делает книгу образцом высококачественной современной полиграфии. Кстати, при сборе материала для книги в Салтыковской библиотеке и Русском музее у Ивана Григорьевича появились добровольные помощники и единомышленники, такие же, как он сам, фанатично преданные истории культуры. Сейчас, признался исследователь, он продолжает научный поиск, касающийся его главной темы – калмыцкого искусства. И. Ковалев мечтает вскоре открыть нам еще одного самородка калмыка - великолепного гравера первой половины ХlХ века, воспитанника Академии художеств Николая Аберды.

*****

Вместо послесловия. В книге «Федор Иванович Калмык» автор так описывает впечатление от рисунка Калмыка: «Эта линия как песня – то звучит в полную силу, то ослабевает, а то и вовсе почти исчезает. Она словно живая – дышит и трепещет, чем притягивает к себе взор, задевая и пробуждая в нас возвышенные чувства».

«Калмык по фамилии… Калмык»
Газета «Ставропольская правда»
4 апреля 2014 года