Методы госконтроля пожарной безопасности обсудили в Пятигорске
В частности, предпринимательскому сообществу рассказали о принципиально ином подходе, который вводится в стране, - аудите пожарной безопасности, предполагающем создание системы добровольной независимой оценки рисков.
Заместитель начальника УНД ГУ МЧС России по СК Сергей Москвитин отметил, что сегодня в стране Федеральный государственный пожарный надзор осуществляют пятнадцать тысяч инспекторов. Их основная цель - сберечь жизнь, здоровье и имущество граждан. Так, только на территории Ставропольского края ежегодно проводится более 10 тысяч проверок, рассматривается до восьми тысяч административных дел о нарушениях правил пожарной безопасности. В целом по стране на одного инспектора приходится около тысячи предприятий. Эта колоссальная нагрузка отражается на качестве его работы. При этом собственник, как правило, стремится всеми правдами и неправдами избежать проверок и штрафов, вместо того чтобы беспокоиться о пожарной безопасности объекта. Соблазны порождают коррупцию. Для ее предупреждения в том числе система противопожарного контроля требует реорганизации.
Аудит безопасности - широкое понятие, охватывающее все сферы компетенции МЧС России. Пожарный аудит - первая ласточка в построении общей системы механизма независимой оценки рисков. Его суть - в передаче части надзорных полномочий от государства независимым экспертам-аудиторам, проверяющим пожарную безопасность на предприятиях. Меняется сама суть системы - собственник будет заинтересован следить за безопасностью на своем объекте и нести ответственность за ее соблюдение перед государством и третьими лицами. А для того чтобы данная сфера эффективно заработала, необходимо подключить механизмы страхования.
То есть владелец, понимая возлагаемую на него ответственность, будет заинтересован в страховании возможных рисков. Их масштабы определят независимые аудиторские компании. Чем выше защищенность объекта, тем ниже составит сумма страхового взноса для собственника. И наоборот.
Специалисты считают, что такие экономические рычаги побудят собственника вкладывать средства в обеспечение пожарной безопасности своего предприятия. Другим стимулом должно стать предоставление органами власти различных льгот при положительном экспертном заключении.
Аудит пожарной безопасности будет осуществляться исключительно в добровольном порядке, и собственник сам сможет выбрать, воспользуется ли он услугами государственного пожарного надзора или пригласит аудиторскую компанию. Кроме того, аудит пожарной безопасности позволит более эффективно построить систему надзора за объектами малого и среднего бизнеса. Механизм независимой оценки рисков позволит исключить участие инспекторов госпожнадзора в проверках значительного количества мелких предприятий и организаций. Но усилит внимание государства к объектам, особо важным для национальной безопасности, социально значимым и объектам с массовым пребыванием людей. Крупные предприятия, школы, больницы, дома престарелых, кинотеатры по-прежнему останутся под пристальным вниманием инспекторов.
Для того чтобы система независимой оценки рисков эффективно заработала, необходимо внести изменения в ряд федеральных законов, регулирующих как сферу пожарной безопасности, так и систему страхования. В настоящее время Госдумой РФ в первом чтении принят закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте», разработанный по инициативе Ростехнадзора и страхового сообщества при активном участии МЧС России. Этот закон - мощный стимул в развитии системы независимой оценки рисков. Он предусматривает создание гарантированного механизма возмещения ущерба гражданину со стороны той организации, которая его наносит. Пока же есть только один способ компенсации такого ущерба - государственная помощь из резервного фонда Правительства РФ или из других источников. Когда что-то происходит, пострадавшие, если, конечно, они сами не застраховали свои жизни, здоровье и имущество, могут рассчитывать лишь на поддержку государства. МЧС же хочет добиться того, чтобы ответственность была возложена именно на предприятие, причинившее ущерб.
Согласно законопроекту, без аудита безопасности объекта невозможно будет получить полис обязательного страхования имущества. А без страхового полиса деятельность предприятия станет незаконной и его работу приостановят.
Система независимой оценки рисков в действии весьма эффективна: каждый из участников процесса заинтересован в четком соблюдении другими сторонами всех установленных требований. Получается следующая схема: с одной стороны, страховой компании нужен клиент, с другой - производитель или пользователь пожелает застраховать свою ответственность, чтобы в случае ЧС пострадавшие гарантированно получили компенсации. С третьей стороны, независимая аудиторская компания в условиях неминуемой конкуренции на этом рынке будет стремиться качественно работать. Четвертый участник схемы - МЧС России. Аудиторские компании и их эксперты будут получать аккредитацию на право осуществления независимой оценки рисков в специальных комиссиях МЧС. Кстати, профессиональная деятельность аудитора также будет застрахована. В случае если аудиторской организацией совершена ошибка, ущерб будет возмещать страховая компания.
Таким образом, внедряемый механизм позволит защитить всех его участников. Пожарный аудит со временем станет столь же привычной формой организации общей безопасности, как, например, механизмы лицензирования и сертификации продукции.
25 марта 2014 года