В Ставрополе обсудили проблему детского дорожно-транспортного травматизма
Такую страшную статистику озвучила уполномоченный по правам ребенка при губернаторе Ставропольского края Светлана Адаменко на круглом столе, посвященном проблематике детского дорожно-транспортного травматизма. В мероприятии приняли участие начальник УГИБДД ГУ МВД РФ по СК Алексей Сафонов, главный специалист отдела министерства образования и молодежной политики Ставропольского края Галина Угримова, представители СМИ.
Как сообщил А. Сафонов, в прошлом году в крае было зарегистрировано 297 ДТП с участием несовершеннолетних, в которых 21 ребенок погиб и 311 получили травмы различной степени тяжести. Не менее удручающая картина и в этом году: за два месяца на дорогах Ставрополья в 42 автоавариях с участием детей уже шестеро несовершеннолетних расстались с жизнью.
- К сожалению, эта статистика худшая в России, – констатировал А. Сафонов. – Что касается причин происходящего, то цифры говорят сами за себя: 75 процентов трагедий, в которых дети погибли или получили травмы, – это случаи, когда они передвигались в авто в качестве пассажиров без детских кресел или не были пристегнуты ремнями безопасности.
Как же вбить в головы взрослых простую мысль, что именно они отвечают за безопасность своих маленьких пассажиров? Это вопрос, на который пока нет ответа. Да, Госавтоинспекция проводит широкомасштабную пропагандистскую работу, а в детских садах и школах этой теме уделяется большое внимание: беседы и лекции для родителей на предмет дорожной безопасности проводятся регулярно. Но факт остается фактом: приобретают для своего чада автокресло менее 20 процентов родителей. Так, только в прошлом году к административной ответственности за нарушения правил перевозки детей привлечено 45 тысяч недобросовестных водителей. К слову, штраф за подобное нарушение составляет 3000 рублей, а детское удерживающее устройство стоит чуть ли не в два раза дешевле. А во сколько оценить детское здоровье или жизнь, в случае если чадо пострадает в ДТП?
- Хочу привести два примера, – продолжил А. Сафонов. – На днях на автодороге Ставрополь – Изобильный – Новоалександровск водитель БМВ, совершая маневр обгона, столкнулся на встречной полосе с «Жигулями» четвертой модели. В «Жигулях» в детском автокресле ехал трехлетний ребенок. Так вот, малыш отделался легким ушибом, и это при том, что легковушку смяло, как фантик, отец ребенка, находившийся за рулем, погиб, мать и дядя – в тяжелом состоянии в реанимации.
Второй случай произошел достаточно давно: на одном из постов ДПС на Кавминводах инспекторы остановили авто из Чечни и оштрафовали отца-водителя, который вез сынишку без детского удерживающего устройства. Мужчина, чтобы не «налететь» второй раз на штраф, проезжая через Пятигорск, купил автокресло и усадил в него ребенка. И, подъезжая к Ставрополю, то ли заснул, то ли отвлекся. В общем, машина вылетела в кювет, перевернулась, а ребенок остался жив-здоров только благодаря автокреслу. Потом этот родитель прислал мне на электронную почту письмо-благодарность, за то что его вовремя остановили и оштрафовали сотрудники ГИБДД. Иначе, писал он, страшно подумать, чем завершилась бы эта поездка.
Не меньшую озабоченность ситуацией на дорогах высказала и Светлана Адаменко.
- Ежегодно на дорогах России совершается более 20000 ДТП, в которых более 1500 детей погибают и 20000 получают увечья, – сказала она. – Это, конечно, катастрофа. И самое главное, ответственность за то, что такие трагедии происходят, лежит только на нас, взрослых. Это мы не пристегиваем ребенка в салоне машины и жадничаем на покупку автокресла, мы не учим его правильно вести себя на дороге, мы подаем дурной пример, перебегая улицу на красный свет. Посмотрите, что происходит в плане обучения ПДД детей в школах в рамках образовательной программы. На их изучение отводится... 2 часа в восьмых классах на уроках ОБЖ. И все. Я считаю, что этого недостаточно. Нужно менять учебные программы, приобретать наглядные пособия, которые во многих школах либо вообще отсутствуют, либо безнадежно устарели.
И кое-какие подвижки в этом вопросе, слава богу, наблюдаются. В частности, сейчас в Министерстве образования России обсуждается вопрос о включении вопросов по ПДД в ЕГЭ. Кроме того, необходимо, по словам С. Адаменко, решить вопрос о создании в крае специальной службы юридической и психологической помощи пострадавшим в ДТП. Ведь страховка по ОСАГО зачастую не в полном объеме гасит затраты на лечение физических и психических травм, которые получают жертвы автоаварий.
- В связи с тем что в Ставропольском крае уже в течение двух лет наибольшее количество пострадавших несовершеннолетних составляли дети в возрасте до 7 лет, в прошлом году краевым научно-методическим центром был разработан региональный стандарт обучения детей в дошкольных образовательных учреждениях основам безопасности дорожного движения, который сейчас внедряется во всех дошкольных организациях края, – отметила Галина Угримова.
Но и здесь есть свое «но». Ведь, как известно, одним из лучших средств закрепления теоретических знаний по ПДД и умения их применять детьми на практике в условиях, максимально приближенных к реальным, является наличие в детсадах детских автоплощадок и автогородков. Но пока каких-либо положительных сдвигов в нашем регионе по строительству и обустройству таких «тренировочных баз» не наблюдается: на 640 детских дошкольных учреждений приходится всего 13 автогородков и нормально обустроенных автоплощадок.
Так что выводы, к которым пришли участники круглого стола, малоутешительны. Пока что совокупность факторов, от родительского разгильдяйства до элементарной нехватки пособий для изучения ПДД в образовательных учреждениях, говорит о том, что рассчитывать на значительное снижение детского дорожно-транспортного травматизма на Ставрополье вряд ли стоит.
* * *
В минувший четверг в Невинномысске водитель «Жигулей» сбил ребенка на пешеходном переходе. Как рассказали в отделе пропаганды УГИБДД ГУ МВД РФ по СК, наезд на 9-летнего школьника случился на улице Менделеева: мальчик переходил проезжую часть по «зебре», поскользнулся, упал, и тут на него наехал автомобиль, водитель которого даже не думал снижать скорость перед переходом. Чтобы достать ребенка из-под колес, прохожим пришлось вручную приподнять машину. Школьник госпитализирован, находится в реанимации. Весьма интересна личность 27-летнего рулевого: он управлял авто, будучи лишенным прав, так как за последние два года семь раз привлекался к административной ответственности за нарушение ПДД, в том числе дважды за отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения.
15 марта 2014 года