В Ставрополе обсудили проблему детского дорожно-транспортного травматизма
Такую страшную статистику озвучила уполномоченный по правам ребенка при губернаторе Ставропольского края Светлана Адаменко на круглом столе, посвященном проблематике детского дорожно-транспортного травматизма. В мероприятии приняли участие начальник УГИБДД ГУ МВД РФ по СК Алексей Сафонов, главный специалист отдела министерства образования и молодежной политики Ставропольского края Галина Угримова, представители СМИ.
Как сообщил А. Сафонов, в прошлом году в крае было зарегистрировано 297 ДТП с участием несовершеннолетних, в которых 21 ребенок погиб и 311 получили травмы различной степени тяжести. Не менее удручающая картина и в этом году: за два месяца на дорогах Ставрополья в 42 автоавариях с участием детей уже шестеро несовершеннолетних расстались с жизнью.
- К сожалению, эта статистика худшая в России, – констатировал А. Сафонов. – Что касается причин происходящего, то цифры говорят сами за себя: 75 процентов трагедий, в которых дети погибли или получили травмы, – это случаи, когда они передвигались в авто в качестве пассажиров без детских кресел или не были пристегнуты ремнями безопасности.
Как же вбить в головы взрослых простую мысль, что именно они отвечают за безопасность своих маленьких пассажиров? Это вопрос, на который пока нет ответа. Да, Госавтоинспекция проводит широкомасштабную пропагандистскую работу, а в детских садах и школах этой теме уделяется большое внимание: беседы и лекции для родителей на предмет дорожной безопасности проводятся регулярно. Но факт остается фактом: приобретают для своего чада автокресло менее 20 процентов родителей. Так, только в прошлом году к административной ответственности за нарушения правил перевозки детей привлечено 45 тысяч недобросовестных водителей. К слову, штраф за подобное нарушение составляет 3000 рублей, а детское удерживающее устройство стоит чуть ли не в два раза дешевле. А во сколько оценить детское здоровье или жизнь, в случае если чадо пострадает в ДТП?
- Хочу привести два примера, – продолжил А. Сафонов. – На днях на автодороге Ставрополь – Изобильный – Новоалександровск водитель БМВ, совершая маневр обгона, столкнулся на встречной полосе с «Жигулями» четвертой модели. В «Жигулях» в детском автокресле ехал трехлетний ребенок. Так вот, малыш отделался легким ушибом, и это при том, что легковушку смяло, как фантик, отец ребенка, находившийся за рулем, погиб, мать и дядя – в тяжелом состоянии в реанимации.
Второй случай произошел достаточно давно: на одном из постов ДПС на Кавминводах инспекторы остановили авто из Чечни и оштрафовали отца-водителя, который вез сынишку без детского удерживающего устройства. Мужчина, чтобы не «налететь» второй раз на штраф, проезжая через Пятигорск, купил автокресло и усадил в него ребенка. И, подъезжая к Ставрополю, то ли заснул, то ли отвлекся. В общем, машина вылетела в кювет, перевернулась, а ребенок остался жив-здоров только благодаря автокреслу. Потом этот родитель прислал мне на электронную почту письмо-благодарность, за то что его вовремя остановили и оштрафовали сотрудники ГИБДД. Иначе, писал он, страшно подумать, чем завершилась бы эта поездка.
Не меньшую озабоченность ситуацией на дорогах высказала и Светлана Адаменко.
- Ежегодно на дорогах России совершается более 20000 ДТП, в которых более 1500 детей погибают и 20000 получают увечья, – сказала она. – Это, конечно, катастрофа. И самое главное, ответственность за то, что такие трагедии происходят, лежит только на нас, взрослых. Это мы не пристегиваем ребенка в салоне машины и жадничаем на покупку автокресла, мы не учим его правильно вести себя на дороге, мы подаем дурной пример, перебегая улицу на красный свет. Посмотрите, что происходит в плане обучения ПДД детей в школах в рамках образовательной программы. На их изучение отводится... 2 часа в восьмых классах на уроках ОБЖ. И все. Я считаю, что этого недостаточно. Нужно менять учебные программы, приобретать наглядные пособия, которые во многих школах либо вообще отсутствуют, либо безнадежно устарели.
И кое-какие подвижки в этом вопросе, слава богу, наблюдаются. В частности, сейчас в Министерстве образования России обсуждается вопрос о включении вопросов по ПДД в ЕГЭ. Кроме того, необходимо, по словам С. Адаменко, решить вопрос о создании в крае специальной службы юридической и психологической помощи пострадавшим в ДТП. Ведь страховка по ОСАГО зачастую не в полном объеме гасит затраты на лечение физических и психических травм, которые получают жертвы автоаварий.
- В связи с тем что в Ставропольском крае уже в течение двух лет наибольшее количество пострадавших несовершеннолетних составляли дети в возрасте до 7 лет, в прошлом году краевым научно-методическим центром был разработан региональный стандарт обучения детей в дошкольных образовательных учреждениях основам безопасности дорожного движения, который сейчас внедряется во всех дошкольных организациях края, – отметила Галина Угримова.
Но и здесь есть свое «но». Ведь, как известно, одним из лучших средств закрепления теоретических знаний по ПДД и умения их применять детьми на практике в условиях, максимально приближенных к реальным, является наличие в детсадах детских автоплощадок и автогородков. Но пока каких-либо положительных сдвигов в нашем регионе по строительству и обустройству таких «тренировочных баз» не наблюдается: на 640 детских дошкольных учреждений приходится всего 13 автогородков и нормально обустроенных автоплощадок.
Так что выводы, к которым пришли участники круглого стола, малоутешительны. Пока что совокупность факторов, от родительского разгильдяйства до элементарной нехватки пособий для изучения ПДД в образовательных учреждениях, говорит о том, что рассчитывать на значительное снижение детского дорожно-транспортного травматизма на Ставрополье вряд ли стоит.
* * *
В минувший четверг в Невинномысске водитель «Жигулей» сбил ребенка на пешеходном переходе. Как рассказали в отделе пропаганды УГИБДД ГУ МВД РФ по СК, наезд на 9-летнего школьника случился на улице Менделеева: мальчик переходил проезжую часть по «зебре», поскользнулся, упал, и тут на него наехал автомобиль, водитель которого даже не думал снижать скорость перед переходом. Чтобы достать ребенка из-под колес, прохожим пришлось вручную приподнять машину. Школьник госпитализирован, находится в реанимации. Весьма интересна личность 27-летнего рулевого: он управлял авто, будучи лишенным прав, так как за последние два года семь раз привлекался к административной ответственности за нарушение ПДД, в том числе дважды за отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения.
15 марта 2014 года

Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей
Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты

Около 50 медработников Ставрополья отправились в зону СВО, чтобы спасать жизни

На Ставрополье продолжаются разнообразные творческие мероприятия «Белой акации»

Футболисты ставропольского «Динамо» удачно съездили в Сочи
