06:51, 10 января 2014 года

Ставропольский театр драмы имени М.Ю.Лермонтова: Театр моей молодости

Живой отклик находили эти строки в нас, студентах 60-х годов прошлого столетия исто­ри­ко-фило­ло­ги­ческого факультета Ставропольского государственного педагогического института. Белинский звал: «О, ступайте, ступайте в театр!..». И мы шли в наш ставропольский драматический, познавали искусство, оно заставляло замирать сердца зрителей в ту секунду, когда, дрогнув, идет в стороны театральный занавес.

К. Станиславский сказал когда-то, что театр начинается с вешалки, имея в виду атмосферу искусства, наполняющую и само здание театра. А спектакль, который предстоит посмотреть, начинается, пожалуй, с программки, которую вам протянула «билетерша» у входа в зрительный зал. Еще в студенческие годы я начала собирать театральные программки спектаклей, на которых довелось побывать. Сейчас, перебирая их, можно вспомнить этапы жизни театра, яркие имена служивших ему.

60-е годы, «оттепель». Особенно ярко новая эпоха проявилась во всех сферах художественной культуры: прозе, поэзии, живописи, музыке. Помнится, эффект разорвавшейся бомбы вызвала опубликованная в 1962 году повесть А.  Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Хрущевская «оттепель» коснулась и театрального искусства. В Москве группой молодых актеров во главе с Олегом Ефремовым был создан театр «Современник». О его первых спектаклях были наслышаны и мы в провинции. Тогда ставились «Вечно живые» В. Розова с волновавшими молодых темами верности долгу, чувству, слову.

В те же годы прошлого столетия в крайдрамтеатре сформировался коллектив артистов, который определил лицо театра на последующие десятилетия: Л. Барташева, Т. Беспрозванная, А. Бокова, Б. Данильченко, Б. Дымченко, А. Зубарева, З. Каткова, З. Котельникова, М. Кузнецов, М. Никольский, А.  Томас, В. Фоменко. В 70-е труппу пополнила большая группа одаренной молодежи: Г. Веретельникова, Г. Вершинин, А. Данильченко, Л. Ковалец, М. Лебедев, А. Михайличенко, Е. Попенко, В.  Аллахвердов, Ю. Кутузова, В. Рабовская...

Традиционно театр отдавал тогда дань ленинской теме спектаклями «Семья», «Именем революции», «Шестое июля», «Третья патетическая», «Кремлевские куранты», объединенными одним исполнителем роли В. Ленина – народным артистом СССР М. Кузнецовым. А мы, зрители, гордились тем, что в нашем театре служит один из лучших создателей образа вождя: в 1964 году артист с успехом снялся в этой роли в фильме Л. Кулиджанова «Синяя тетрадь». Михаил Прокопьевич впервые вышел на сцену Ставропольского театра в начале сезона 1951 года в роли Володи Ульянова в «Семье» И. Попова. До этого работал на театральных сценах Иркутска, Горького (ныне Нижний Новгород). Он был актером широкого диапазона. Достаточно назвать образы Танаки в «Порт-Артуре» А.  Степанова, Скворца в «Ленинградском проспекте» И.  Штока, Аркашки Счастливцева в «Лесе» А. Островского, Илико в «Я, бабушка, Илико и Илларион» Н. Думбадзе. А каким он был Щукарем! Об этом напомнила программка спектакля «Поднятая целина» по М. Шолохову, который стал явлением в биографии коллектива.

На сцене ставропольского драмтеатра раскрылся яркий талант Аллы Боковой. Она, как и Михаил Кузнецов, дебютировала в «Семье», исполняя роль мягкой, интеллигентной Анны Ильиничны. Перед глазами стоит сцена из спектакля по пьесе А. Салынского «Барабанщица», поставленного в 1959 году. Алла Казимировна играла русскую разведчицу Нилу Снежко. По ходу действия она сбрасывала халат и, оставшись в купальнике, танцевала на столе перед подвыпившими фашистами. Ныне публику не удивишь стриптизом на сцене, а тогда это казалось невероятно смелым. Запомнились в ее исполнении Элиза в «Пигмалионе» Б. Шоу, Маргерет Чалмерс в «Краже» Д. Лондона, Грета в «Последней остановке» Э. Ремарка… Все делалось ею ярко, темпераментно.

Программка «Старомодной комедии» А. Арбузова напомнила еще об одной незабываемой роли А. Боковой. В 70-е годы появились пьесы на двух действующих лиц. Если трудно бывает целому актерскому ансамблю держать внимание зала, то каково двум актерам держать его два часа сценического действия?.. А. Боковой и Б. Данильченко это удалось. Они играли комедию в элегических красках, не акцентируя на внешних эффектах, не заигрывая со зрителем. Как сейчас слышу проникновенный диалог двух немолодых, проживших непростую жизнь людей.

В конце 60-х на ставропольских подмостках появился талантливый, с прекрасными внешними данными В. Исаев. Вся женская зрительская половина была влюблена в него. Помнится, после спектакля по пьесе Л. Жуховицкого «Справедливость - мое ремесло», где он блестяще сыграл журналиста Неспанова, вся наша молодежь мечтала о журналистике. Артист был великолепен в ролях Петруччо в «Укрощении строптивой» В. Шекспира, Феликса в «Крестьянке из Хетафе» Лопе де Вега. Жаль, что он недолго блистал на сцене нашего театра – уехал в Москву, стал сниматься в кино.

Сейчас ставропольский театр готовит постановку драмы «Маскарад» к 200-летию со дня рождения М. Лермонтова. А мне помнится спектакль к 150-летнему юбилею поэта. Труппа только что перешла в новое здание. Выстроенное в классическом стиле из местного камня-ракушечника, с прекрасным зрительным залом, удобными креслами, роскошным занавесом, какой восторг оно вызывало у театралов. В том же году театру было присвоено имя М.Ю. Лермонтова. Нину в том «Маскараде», поставленном режиссером А. Шумилиным, с успехом играла актриса Марина Полякова, Арбенина - заслуженный артист РСФСР Н. Семенов, получивший прекрасные отзывы прессы. А в октябре появились афиши, сообщавшие о том, что на сцене ставропольского театра в роли Арбенина выступит народный артист СССР, лауреат Государственных премий М. Царев. Для Ставрополя большое событие, потому что актер был невероятно популярен в стране.

Как справедливо отмечал Вл.  Немирович-Данченко, организатором, толкователем спектакля, зеркалом, отражающим индивидуальные качества актера, является режиссер. В отличие от актера, который всегда на виду, режиссер остается в тени. А вот старые программки сохранили имена тех, кто возглавлял в разные годы театр: заслуженные деятели искусств Г.  Георгиевский, В. Иванов, Р.  Рахлин, С. Рейнгольд, А. Шумилин. В 1972 году в Ставрополь был приглашен выпускник высших театральных курсов ГИТИСа Алексей Малышев. Эпохой Малышева окрестили ставропольские театралы годы, когда он возглавлял здесь творческий процесс. В памяти поставленные им «В  списках не значится» Б. Васильева, «Дон Жуан» Г. Фигейреду, «Провинциальные анекдоты» А. Вампилова, «Деревья умирают стоя» А. Касона, «Осенние скрипки» И. Сургучева, «Жестокие игры» А. Арбузова…

Преданно любя свой драматический, в то же время всегда с нетерпением ставропольский зритель ждал гастрольный сезон. Имея прекрасное здание театра, Ставрополь принимал многие труппы страны. Это сегодня приходится довольствоваться антрепризой. А тогда… Особенно ждали гастролей музыкальных театров, которых не хватало нашей публике. В 70-80-е годы нас радовали днепропетровский, донецкий, куйбышевский, ташкентский театры оперы и балета. Незабываемы балеты «Семь красавиц» К. Караева, «Девичья башня» А. Бадалбейли, «Тысяча и одна ночь» Ф. Амирова, привезенные в 1987 году Азербайджанским театром оперы и балета им. М.Ф. Ахундова; Норма из одноименной оперы В. Беллини в исполнении народной артистки СССР Марии Биешу во время гастролей Молдавского тетра оперы и балета. А в 80-е, в бытность М.  Горбачева генеральным секретарем ЦК КПСС, в Ставрополь зачастили столичные коллективы. Здесь побывали московские театры им. Моссовета, им. Евгения Вахтангова, им. Рубена Симонова, Малый театр СССР, ленинградский им. Ленсовета.

...Со времен моих студенческих лет ставропольский драмтеатр пережил немало, менялся состав его актеров, режиссеров, художников. И сейчас в театре на радость публике также работает талантливая труппа, которой подвластны различные жанры - от фарса до трагедии. А в последнее время появились и музыкальные спектакли. Приятно сознавать, что в Ставрополе по-прежнему любят театр, накануне премьеры трудно купить билет. И все же, перелистывая программки прежних спектаклей, ловлю себя на мысли, что меня больше греют воспоминания о театре 60-80-х годов. Наверное, потому что это был театр моей молодости.

Елена ГРОМОВА
«Театр моей молодости»
Газета «Ставропольская правда»
10 января 2014 года