Впечатления от поездки в пресс-тур в Республику Беларусь
Не знаю, для кого как, а для меня встреча с Беларусью если не праздник, то все равно что-то долгожданное, волнующее и приятное. Из-за чего? Помнится, очень давно в долгосрочной зарубежной командировке душой и сердцем рвался домой, на Родину. Причем на Родину в широком смысле этого слова. В СССР. Поезд «Париж – Москва» резво бежал сначала по Германии, потом колесил по Польше и где-то через сутки от начала путешествия вполз на перрон железнодорожного вокзала города-героя Бреста. И, казалось, не было ничего роднее, чем эти не совсем чистые и умытые по сравнению с европейскими здания вокзала и билетных касс, в меру загаженная привокзальная площадь, невкусный ресторанный борщ с небрежно очищенным картофелем. Даже обломанные ветви берез, что росли у вокзала, примятые цветы на клумбах и пыльные киоски – все вызывало щемящее чувство любви к Родине, которая начиналась здесь, у западных границ Советского Союза, в Белоруссии.
В этот раз наш поезд прибыл из Москвы на совершенно европейский вокзал города Гродно. Беларусь встретила заметной прохладой, легким туманом и слабым ветром. Даже подумалось: «Замерзнем!». Однако коллеги из северных регионов России и Сибири откладывали теплую одежду и головные уборы. Значит, тепло, значит, не замерзнем. Да и радушие, добросердечие и искренняя радость встречи с хозяевами вскоре превратили дни пресс-тура в теплое и радостное пребывание на белорусской земле.
Надо сказать, что, как и в прошлом году, программа пресс-тура оказалось насыщенной. Не успевали осмотреться в одном месте – в музее, в парковом комплексе, на предприятии – как следовали новые встречи, экскурсии или переезд в другой город. Посудите сами, за четыре дня российские журналисты посетили несколько населенных пунктов в Гродненской области и успели осмотреть достопримечательности столичного Минска. Побывали в областном клиническом кардиологическом центре, где наблюдали операцию на открытом сердце с использованием искусственного кровообращения, увидели гибридную операционную, у которой нет аналогов в Содружестве Независимых Государств. Затем поехали на совместное предприятие ООО «КонтеСпа», где выпускается продукция, знакомая многим на территории СНГ: носки, колготки и нижнее белье. Замечу, что предприятие по размеру небольшое, но ассортимент и количество выпускаемой продукции весьма и весьма впечатляющи!
Довелось побывать и в одном из знаменитых белорусских агрогородков Обухово. Кстати, на территории Республики Беларусь насчитывается уже полторы тысячи подобных городков, которые своим внешним видом довольно далеки от деревни, поскольку одноэтажные аккуратные домики перемежаются с пятиэтажками, асфальтовые дороги и тротуары ничуть не хуже чем, скажем, в областном Гродно, разве что поуже. Так ведь и транспорта здесь в разы меньше.
Мне, не сельскому жителю, было интересно побывать в СПК «Прогресс-Вертелишки», которому исполнилось уже шестьдесят лет. За эти годы в СПК появились новые комплексы, старые никто не сносил, не бросал и не уничтожал, только усовершенствовали или ремонтировали. Земельный надел по нашим меркам небольшой, всего-то 10 тысяч гектаров. Здесь развито мясное и молочное животноводство. Крупного рогатого скота 10,5 тысячи голов, коневодство, производство дорогой пушнины (норки) и вдобавок ко всему более трехсот тысяч цыплят-бройлеров. Производят в СПК молоко и молочные продукты, хлеб, а из мехов и кожи шьют одежду и аксессуары. Кстати, на молочно-товарной ферме «Баторовка» я впервые увидел, как коровы сами заходят в доильную камеру, когда им нужно подоиться, а голландский робот-автомат делает все что нужно. Понятно, что без необходимой компьютерной программы не обходится, человеческое участие тут тоже нужно.
Забегая вперед, скажу, что мне совершенно непонятно было, отчего в некоторых российских центральных СМИ поднялся шум по поводу калининградских земель, которые якобы требует Александр Лукашенко. Вот как прозвучало это во время пресс-конференции, которую давал президент Беларуси участникам пресс-тура: «Мы были недавно с Путиным в Калининграде. Мы летели на вертолете, я смотрю: вы же не пашете землю! Эти же земли когда-то были лучшими в Советском Союзе, процветающий был край. Вы же ничего не пашете! Я Владимиру Владимировичу говорю: «Слушай, отдай мне вот эти земли. Согласен? Мы, – говорю, – распашем. Не надо нам в собственность их передавать, мы просто там будем заниматься сельскохозяйственным бизнесом. Мы поручим Гродненской области (это сильная область в сельском хозяйстве), они быстро распашут и засеют. И даже построим у вас комплексы молочно-товарные. Будем производить молоко и продавать в Литве». Да, такой разговор был. И Путин меня поддержал в этом плане…»
Очень четко прозвучало: «Буду пахать!». Может быть, это и есть выход из положения? На всем протяжении нашего маршрута по Беларуси хоть в этом году, хоть в прошлом я не увидел ни одного необработанного, неиспользуемого клочка земли.
Теперь россияне часто бывают за рубежом, в том числе в Германии. Скажите, не приходилось вам наблюдать, как аккуратисты немцы, гуляя по ухоженному лесу, проходя по проложенным тропинкам, собирают палые ветки и кладут их в специальные ящики на мусорных площадках? Вот то же самое происходит и в бывшей союзной республике. Чистота и аккуратность во всем. А уж что касается земель сельхозназначения, то тут уж им и карты в руки.
И когда Александр Лукашенко говорил, а не заявлял о желании распахивать земли в Калининградской области, то ему охотно верится, что да, распахал бы и получал прибыль!
Жаль, что Ставрополье находится далековато от Беларуси. У «батьки» точно бы руки зачесались от такого количества брошенных, необрабатываемых земель. Впрочем, есть надежда. На пресс-конференции белорусский лидер говорил о том, что часто встречается с российскими губернаторами, находит время в своем плотном графике для этого: «Они меня просят, чтобы я встретился с ними. Ладно, это не моего уровня руководители. Но, думаю, при-ехать в любую страну и встретиться с первым человеком в государстве - это престижно для политика. Я их понимаю, я готов на их авторитет работать - в благодарность за то, что они спасли когда-то наши отношения с Россией… Были времена, когда мы могли разойтись, и очень далеко. И тогда, понимая, что не все решается в Кремле, в центре, я сказал: мы выходим напрямую на региональное сотрудничество. Благо, потом пришло отрезвление, политики в Кремле, в Москве, поняли, что препятствовать этому нельзя, и это вылилось в глобальное сотрудничество между нашими регионами и регионами Российской Федерации… Мы не зацикливаемся на том, чтобы создать товаропроводящие сети с Москвой, с центром. Наоборот - и я к этому толкаю предприятия, и министры это знают - мы с большим удовольствием будем с вами создавать совместные предприятия на местах, возле потребителя. Чтобы там перерабатывать, дорабатывать, собирать продукцию и через вас продавать, через эти совместные предприятия. Почему? Потому что тогда будут больший интерес и ваша ответственность, у нас будут контрагенты, которые будут заниматься тем делом, которое нам интересно. Нам это крайне выгодно. Если есть какие-то проблемы в этом отношении, мы готовы их решать…»
Еще одним предприятием, которое мы посетили в рамках тура, стала компания «Каскад», занимающаяся производством крупногабаритных люстр и светотехнических композиций по индивидуальным заказам для госучреждений. В момент нашего посещения предприятие работало круглосуточно, выполнялся заказ для Дворца Независимости, который открылся буквально на днях в Минске, где проходил саммит глав СНГ. И мне показалось, что как раз светильники для холла изготавливались на наших глазах. Ведь работа-то штучная и очень дорогая!
Промышленный потенциал Беларуси велик и обширен. Небольшие, казалось бы, предприятия выпускают узкий ассортимент продукции, но ведь он востребован! К примеру, завод «Конус», построенный всего-то за год, занимается оцинкованием металлоконструкций. Нужное дело! Среди заказчиков и аграрии, и машиностроители, и энергетики из многих республик бывшего Союза, включая, конечно же, и Россию.
Компания «Липласт-СПб». Здесь выпускают изделия из стеклопластика, штампуют кабины для тракторов и автомобилей, светофоры, стройматериалы и прочие изделия.
И такое наблюдение: в дневное время во всех городах, которые мы успели посетить, на улицах было мало народу. Сначала это как-то насторожило, и только потом я понял, что люди-то на работе, нет в Беларуси безработицы, ощущается нехватка рабочих рук. Именно об этом говорил на встрече с журналистами
А. Лукашенко: «По размеру своей территории Белоруссия - средняя европейская страна, однако на эту площадь не хватает как минимум столько людей, сколько здесь сегодня проживает. Нам надо не 10 миллионов человек, нам надо 20, - говорит А. Лукашенко. - И мы сможем их запросто прокормить. Но надо иметь в виду, что они тоже будут работать и создавать еще больший объем продукции. Без людских ресурсов государство не может быть сильным и суверенным. А люди должны работать…»
Но не только работают белорусы, они еще и отдыхать умеют. В городе Лида, как и во многих других городах республики, имеется свой ледовый дворец, при котором есть и бассейн, и борцовский, и тренажерный, и теннисный залы, и бильярдная, и сауна, которые в вечерние часы и выходные дни не пустуют. Днем спортивно-оздоровительный комплекс оккупирован детьми.
И еще приятно удивляло и радовало глаз в братской республике полное отсутствие каких-то заброшенных, разрушенных, запустевших строений. Будь то католические или православные храмы, старинные замки польских вельмож или советских времен сельские клубы. Все отремонтировано, отмыто, очищено...
Находясь в Беларуси, нельзя обойти тему Великой Отечественной. Вот и нас, журналистов, привезли в лес, в гости к деду Талашу. Если кто не помнит, был такой легендарный партизан. Лесная экспозиция представляет собой реконструкцию партизанского лагеря с землянками, оружием и прочими атрибутами военного быта. Замечательно, что побывали мы там поздним вечером, когда сполохи костра вырывали из темени верхушки могучих сосен, лица сотрудников музея, одетых по-партизански, тусклое мерцание оружия и грубо сколоченный из горбыля стол с немудреным угощением для гостей.
Перед отъездом, после пресс-конференции главы Беларуси, гуляли по Минску, я познакомился с Андреем, мужчиной лет сорока пяти. Разговорились. Он рассказал, что живет всю жизнь в Минске, работает на одном из предприятий инженером. Женат. Двое детей. Дочь скоро оканчивает вуз и по распределению уедет на два-три года в другую область. По белорусским законам так полагается. Сын оканчивает школу. Вроде бы не лоботряс, есть надежда, что поступит в государственный университет. Но кто знает, как повернется. Если что, придется в частное учебное заведение идти, там все платно. Однако и за частное образование беспокоиться не стоит, все под надлежащим надзором правительства и президента. Семейный бюджет чуть-чуть превышает одну тысячу долларов в месяц. Жена тоже работает. Андрей улыбается: «Впритык хватает на жизнь!» Государство дотирует коммунальные расходы. В целом белорусы оплачивают за свет-газ-воду-тепло около двадцати шести процентов. Остальное уходит на еду, одежду и разные мелкие бытовые радости.
Кстати, о продуктах питания. Молочные, мясные и хлебные продукты соответствуют советским стандартам, без изменений. Никаких пресловутых технических условий, коими давно забавляются российские производители. Контроль со стороны государства в Беларуси жесткий. Поэтому можно быть совершенно спокойным, что если кушаешь, например, говяжью тушенку, то именно говядина с приправами и находится в банке. Покупаешь батон вкуснейшей «Брауншвейгской» колбасы – и не сомневаешься, что в ней только те ингредиенты, что указаны на этикетке, без сои и других добавок.
Я все пытался посчитать, что стоит то или другое на наши, российские деньги, но окончательно запутался в тысячах, нолях и делении-умножении. Спасибо коллеге из «Вечерней Москвы» Алексею Белянчеву, произведшему некоторые вычисления: «…Цены низкие, хотя бензин почти как у нас – 92-й по 32 рубля. Куриное филе – 140 руб./кг. Шейка свиная и мякоть говядины в одну цену – 230 руб./кг. Свиной бок – 125 руб./кг. Рыба (карп, толстолобик) – 90 руб./кг. Яйца – 35 рублей за десяток. Картофель – 8 руб./кг. Такси – 15 руб./км. Жилье – от 37 до 45 тысяч рублей за квадратный метр».
Вот и судите, как живется семье среднестатистического минчанина. Хочется Андрею поменять пятнадцатилетний «фольксик» на более свежую машину, но понимает, пока не время. А вдруг дочь замуж заторопится? Свадьба такое дело…
При прощании с новым знакомым оказалось, что несколько лет назад Андрей с семьей отдыхал в Пятигорске, где ему очень понравилось, и что хотел бы еще не раз побывать у нас на Кавминводах. На что я ему ответил: «Так добро пожаловать!» Андрей рассмеялся: «Шчыра вiтаем в Беларусь!», что, как вы поняли, означает то же самое.
2 ноября 2013 года