Кто спасет курорт Кисловодск от транспортного коллапса и загрязнения экологии?
На днях на моих глазах в центре Кисловодска, на Первомайском проспекте, автомобиль «Жигули» сбил пожилого мужчину. Винить водителя язык не повернется. В месиве машин и пешеходов на этом проспекте, на улицах Горького, Куйбышева, других узких, извилистых дорогах Кисловодска только чудо может спасти от ДТП. А от отравления выхлопными газами кисловодчан, похоже, скоро сможет спасти только противогаз.
Палка о двух концах
Кисловодск испокон веку славился не столько минеральной водой, сколько уникальным микроклиматом и красотой окрестностей. В окруженную со всех сторон горными хребтами котловину и низким облакам не пробраться, и ветру там не разгуляться. Но последнее - палка о двух концах. С одной стороны, комфортно. С другой - воздух плохо циркулирует. Проветривал Кисловодск только ветерок вдоль русел горных рек: Ольховки, Березовой, Аликоновки, Белой. Осознавая это, в советские времена в Кисловодске крайне осторожно подходили к высотной застройке. Но наступили новые времена: предостережения ученых засунули в дальний ящик, а поперек русел рек взялись безудержно строить громады элитных жилых домов, супермаркетов и ресторанов. Вентиляцию в городе перекрыли почти полностью. И тут грянула новая беда - словно снежный ком стал расти поток автотранспорта.
…Старожилы вспоминают, как в былые времена, когда по улицам Кисловодска одновременно курсировало лишь несколько сотен автомобилей, отцы города запрещали въезд на курорт иногороднему транспорту, пересаживали пассажиров на рейсовые автобусы. Ныне об этом рассказывают со смехом. Будь сейчас на курорте столько же автотранспорта, и местные жители, и отдыхающие чувствовали бы себя словно в раю. Увы, количество моторов, а следовательно, и выхлопных труб в Кисловодске с начала XXI века выросло многократно. Разговоры о том, чтобы ограничить въезд иногороднего транспорта, в коридорах местного Белого дома спорадически возникают, но все прекрасно понимают, что прокуратура на второй день заставит отменить соответствующие постановления и решения властей. Да и стоит ли ломать копья, когда из почти 40 тысяч ежедневно курсирующих по Кисловодску транспортных средств половина принадлежит местным жителям. Им-то въезд никак не запретишь.
Окончательно выбивают почву из-под ног защитников экологии официальные данные мониторинга состояния атмосферного воздуха. Они утверждают, что сейчас воздух в Кисловодске такой же чистый, как и сотни лет назад. Упаси бог заподозрить в фальсификации сотрудников Кисловодской наблюдательной станции Ставропольского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Безусловно, там работают добросовестные, знающие свое дело специалисты. Вот только расположена метеостанция в курортной зоне, на вершине горы. Оттуда все загрязняющие атмосферу вещества моментально сдувает вниз, в лабиринты улиц и переулков Кисловодска.
Есть и другой сравнительно честный способ манипулирования общественным мнением. Как пояснили на недавнем национальном научном форуме «Нарзан-2013» кандидаты технических наук Ирина Помеляйко и Наталья Коваленко, для оценки качества воздуха в Кисловодске используется индекс загрязнения атмосферы (ИЗА). Величина ИЗА рассчитывается суммированием значений среднегодовых концентраций пяти примесей. Но в число учитываемых примесей не входят окись углерода и летучие органические вещества, выбросы которых в атмосферу города-курорта достигают 85 процентов от всех загрязняющих веществ. Таким образом, официально рассчитанный для Кисловодска ИЗА не превышает 5, что соответствует низкому уровню загрязнения атмосферы.
На самом же деле (цитирую) «состояние воздушного бассейна свидетельствует о напряженной экологической ситуации, сложившейся на курорте». А создали эту «напряженную ситуацию» именно автомобили. Дабы не гнать отсебятину, приведу цитату из сборника научных докладов: «Суммарные выбросы загрязняющих веществ в Кисловодске за период с 1994 по 2011 год увеличились на 10,9 тысячи тонн (в четыре раза) за счет выбросов от автотранспорта. На сегодняшний день на выбросы от автотранспорта проходится около 96 процентов валовых выбросов в атмосферу».
Есть и более наглядные цифры: выбросы вредных веществ на душу населения Кисловодска возросли с 30 килограммов в 1994 году до 106 килограммов в 2011-м. Не знаю, как вам, а мне, когда услышал это, сразу захотелось надеть противогаз.
Нисколько не повлияла на состояние воздушного бассейна Кисловодска и широко разрекламированная кампания по замене городских такси на электромобили. Увы, пока по городу вместо обещанных ста электротакси курсирует только пять. Об автобусах на электротяге уже и мечтать перестали. Ничего не делается в городе для внедрения других экологически чистых видов транспорта - веломобилей, электросамокатов и т.д.
Перекресток или тупик?
Своим очарованием Кисловодск во многом обязан узеньким извилистым улочкам, множеству подъемов и спусков. Но с тех пор как город наводнили орды двигателей внутреннего сгорания, это преимущество Кисловодска стало его проклятием. Подсчитано, что при ускорении и торможении в отработавших газах автомобиля содержание оксида углерода увеличивается почти в восемь раз. Но ускоряться и тормозить в Кисловодске приходится не только и не столько из-за рельефа местности, сколько из-за бесконечных пробок на улицах города-курорта. Вчера моя дочка от Колоннады до Октябрьской площади (около километра) добиралась на маршрутке минут 20. Через каждые два-три метра «Газель» то газовала, то тормозила. И с ней сотня других машин, стоявших в пробке.
Но и тем, кому посчастливится без аварии добраться до Октябрьской площади, рано радоваться. Им еще предстоит преодолеть умопомрачительную дорожную коллизию. Двигаясь по проспекту Победы, волей-неволей приходится выезжать на полосу встречного движения. Этот смертельно опасный маневр каждый день вынуждены совершать сотни водителей. Впрочем, не у всех хватает духа рисковать своей жизнью и жизнями пассажиров. Некоторые за квартал до площади сворачивают на улицу К. Либкнехта, делают крюк, чтобы спуститься на площадь по улице Куйбышева и таким образом чуть уменьшить риск. Насколько абсурден этот перекресток, поняли еще в середине прошлого века. Старожилы рассказывают, что уже тогда обсуждался проект строительства виадука над площадью. И сегодня ясно, что радикально решить проблему автомобильного движения в центре Кисловодска могут только двухуровневые развязки.
- Но давайте будем реалистами, - призывает заместитель начальника управления городского хозяйства Кисловодска Владимир Секирский, намекая на то, что никто никогда не даст денег на строительство виадуков, а дотационный Кисловодск вовек не наскребет необходимую сумму.
Весной этого года на заседании комиссии по БДД, которое вел Владимир Секирский, проектировщики из ООО «Югдорстрой» представили проект реконструкции центрального перекрестка Кисловодска. Его одобрили присутствовавшие на заседании руководители городской и краевой инспекций БДД. Проектировщики предложили обойтись «малой кровью» - изменить разметку, чуть сузить тротуары, установить светофор.
Казалось бы, вот он, реальный план. Но прошло больше полугода, а никаких изменений на злополучном перекрестке не происходит.
- Проектировщики сильно задержали изготовление проекта, - поясняет Владимир Секирский. - Они лишь месяц назад представили его на госэкспертизу. Надеемся до конца этого года получить утвержденный проект, а в течение будущего года его реализовать. Да и то при условии, что удастся изыскать средства. Деньги вроде невеликие - по предварительным прикидкам, около 45 миллионов, - но и их надо где-то взять.
Все понимают, что после реконструкции центральный перекресток города начнет нормально функционировать только при условии, что к тому времени удастся хотя бы частично разгрузить главную магистраль - проспект Победы. Видимо, с таким прицелом в середине прошлого века под железной дорогой, рассекающей Кисловодск на две половины, оставили три небольших прокола. Один из них - на 61-м километре - два года назад на средства федерального бюджета начали реконструировать, стремясь вместо наземного сделать подземный автомобильный переезд. Сил и средств затратили очень много. И есть надежда, что в ближайшие месяцы долгожданная развязка начнет работать. Вот только удастся ли при этом радикально улучшить дорожное движение в городе-курорте?
Увы. Параллельная проспекту Победы улица Кирова не в состоянии вместить большой поток автотранспорта. А о ее реконструкции и расширении пока никто и не заикается. Нет надежды и на два других «прокола» под железной дорогой. На месте возможных транспортных развязок уже построили огромный жилой дом и пансионат.
Во время многочисленных горячих дебатов о том, как избежать транспортного коллапса в Кисловодске, я услышал два радикальных предложения. Одно - вынести станцию «Кисловодск» за черту города, а на месте нынешнего железнодорожного полотна проложить автомобильную трассу. Второе предложение - достроить давно заложенные мост и объездную дорогу на северной окраине города и построить новую объездную трассу с востока, по Джинальскому хребту. Второй проект не только более реальный, но и в его пользу есть весьма серьезный дополнительный аргумент. Один из пунктов грандиозной федеральной программы «Курорты Северного Кавказа» предусматривает строительство круглогодичного горнолыжного курорта на северном склоне Эльбруса. Если он осуществится, через центр Кисловодска дополнительно хлынет большой поток автотранспорта. И тогда транспортный коллапс в городе-курорте неизбежен.
Работы на северном склоне Эльбруса уже ведутся. А вот об объездной дороге пока и не вспоминают.
Очевидно, что местным властям не под силу развязать гордиев узел транспортных проблем Кисловодска. Его можно только разрубить. И сделать это способен тот, кто обладает большой властью, ресурсами и не связан никакими обязательствами перед кисловодской элитой.
Так кто же спасет курорт Кисловодск?
30 октября 2013 года