Профсоюз добился повышения зарплаты энергетикам
В этой победе есть и вклад председателя Ставропольской краевой организации, члена ЦК Всероссийского «Электропрофсоюза» Юрия Киреева, который в течение долгих десяти месяцев участвовал в непростых переговорах с организацией работодателей.
В «горизонтальном» разрезе краевая организация «Электропрофсоюза» входит в состав Федерации профсоюзов Ставропольского края. И Юрий Константинович неоднократно в нашей беседе подчеркивал, насколько важна была информационно-методическая и организационная поддержка ФПСК в разрешении затянувшегося переговорного процесса.
Инженер-механик, технарь по природе, как сам он себя характеризует, Юрий Киреев в профсоюзные боссы не рвался. Однако ситуация сложилась так, что товарищи по работе настояли на его избрании сначала членом профкома, а потом профсоюзным лидером управления «Ставропольэнерго». А в 2000 году Юрий Киреев возглавил краевую организацию Всероссийского «Электропрофсоюза». В стране происходили серьезные перемены. Профсоюзы тоже меняли вектор деятельности, превращаясь из «школы коммунизма» в реальную организацию по защите прав наемных работников. Поэтому на его долю сполна досталось проблем, связанных с начавшейся тогда в стране реструктуризацией единой компании РАО ЕЭС России.
Как известно, была поставлена задача разделить генерацию, передачу электроэнергии, сбыт и сервис. Как предполагалось, после реструктуризации в отрасль должны были хлынуть инвестиции, в том числе иностранные. Однако чуда не произошло. Деньги инвесторов пришли главным образом в самый прибыльный сектор - генерирующие компании. Сетевые и сбытовые компании, выделившись из РАО, переживали трудности, которые не преминули сказаться и на трудовых отношениях, в частности зарплатах рядовых работников, чьими руками собственно и куется благополучие отрасли, а с ней и всей страны.
Вообще-то электроэнергетика прибыльна во всем мире. Однако, поскольку по сей день государство никак не может отрегулировать баланс издержек отрасли и интересов населения, которое из-за низких зарплат не может оплатить реальные расходы по производству и передаче электроэнергии, ничего другого не придумали, как экономить на зарплатах основного персонала, отвечающего за работу сложнейшего оборудования. Конечно, в сетевых компаниях прошли серьезные сокращения, но по факту объем работы не уменьшился, а даже вырос. Что в итоге? Интенсивность труда выросла, а индексация заработной платы с 2000 года производилась лишь с учетом официального уровня инфляции, который не отражал реального роста потребительских цен.
- Если до 2000 года отрасль по уровню оплаты труда была в первой тройке отраслей промышленности, - вспоминает Юрий Константинович, - то со временем эти позиции стали сдавать. Ответственная, требующая высокой квалификации и сопряженная со многими опасностями, ночными сменами работа теперь перестала быть престижной. Тревожный звонок прозвенел, когда из-за низких зарплат электроэнергетика стала испытывать кадровый голод в основных профессиях. Молодые работники стали искать применения своим силам в другом месте. Профсоюз не мог молчать, и мы стали настойчиво обращать внимание работодателей на эту неутешительную ситуацию, чреватую в том числе и увеличением уровня опасности на энергетических объектах.
К 2012 году ситуация стала приближаться к критической. Средняя заработная плата на предприятиях энергетики по аналогии «со средней температурой по больнице» перестала объективно отражать, в каком положении оказались работники основных профессий. Например, в сетевой компании труд электромонтеров третьего разряда (это две трети представителей этой профессии) оценивался в 12 тыс. рублей в месяц. Вот тогда и наступил предел терпению. А поводом для профсоюзных требований стало окончание срока действия отраслевого тарифного соглашения. Чтобы поднять зарплату энергетикам, необходимо было поменять порядок цифр прежде всего в этом базовом документе. И началось противостояние, или борьба интересов работников, чьи интересы представлял профсоюз, и работодателей.
Всероссийский «Электропрофсоюз» начал переговорную деятельность с Союзом работодателей электроэнергетики о повышении заработной платы на 25%, в том числе и за счет увеличения до федерального прожиточного минимума ставки рабочего первого разряда. Именно эта ставка является основой для расчета всех коэффициентов и конечного размера выплат. При этом оплату труда топ-менеджеров профсоюз предложил ввести в общую тарифную сетку. Работодатели не соглашались на требования профсоюзов и настаивали на своей позиции.
Было время, когда Юрий Киреев чаще бывал в столице, чем дома. В сентябре 2012 года решено было приостановить переговорную деятельность, зашедшую, по сути, в тупик, и начать протестные действия, которым предшествовал сбор 115 тыс. подписей энергетиков страны в защиту своих требований. Организовали пикеты в Москве у зданий Минэнерго, Минэкономразвития РФ. Затем провели санкционированный митинг на Пушкинской площади, для участия в котором съехались представители всех регионов, приняли и направили открытое письмо президенту, премьер-министру, министру энергетики страны с изложением профсоюзных доводов.
Тем временем за спиной законных представителей трудовых коллективов отрасли работодатели подписали ОТС с созданным на скорую руку «карманным» профсоюзом.
- И вот на этом этапе подключилась, так сказать, «тяжелая артиллерия», - вспоминает горячие денечки Юрий Константинович. - Председатель Федерации независимых профсоюзов России Михаил Шмаков сделал на очередном заседании Российской трехсторонней комиссии резкое заявление о готовности бастовать. Затем состоялась встреча профсоюзного лидера с Президентом РФ Владимиром Путиным. Смысл их беседы в рамках телевизионных новостей, похоже, и поняли далеко не все, но лидер российских профсоюзов убедил главу государства, что негоже работодателям устраняться от решения назревшей проблемы, а созданные «на заказ» при таких обстоятельствах «профсоюзы» допускать к формированию трудовых отношений.
Результатом возобновившейся переговорной деятельности стало компромиссное решение, по которому повышение зарплаты на 25 процентов осуществляется в два этапа: 13 процентов в нынешнем году, 12 процентов - в 2014-м.
- Однако праздновать победу оказалось рано, - продолжает рассказ Юрий Константинович. - Работодатели на местах заявили, что не готовы вписаться в параметры оплаты труда, зафиксированные принятым отраслевым соглашением. И все заново... Опять пришлось убеждать, обосновывать и доказывать необходимость включения новых цифр в коллективные договоры. Не сразу, но убедить удалось: средства, необходимые для повышения заработной платы на 13 процентов с 1 июля, предприятия все же изыскали.
Профсоюз одержал победу. Но вряд ли это стало бы возможно, уверен Юрий Киреев, если бы трудовые коллективы не проявили настойчивости и не провели акции в защиту своих прав, а представители администрации энергопредприятий не пришли к осознанию необходимости перемен в сфере оплаты труда. Работа профсоюзов в условиях рыночной экономики поднялась на качественно новый уровень. Изменились и работники, которые теперь смелее выдвигают свои требования, в том числе по уровню оплаты труда, и работодатели, которые реагируют только на экономически аргументированную позицию.
Профсоюзные лидеры хорошо усвоили урок: за стол переговоров надо садиться только в том случае, если всесторонне владеешь предметом обсуждения. А потому работа над собой, учеба должны стать привычным делом. В «первичках» краевой организации «Электропрофсоюза» организованы постоянно действующие школы профактива. Делегирует организация своих представителей на занятия в учебно-методическом центре Федерации профсоюзов СК, вузах системы ФНПР. Неслучайно коллективные договоры ставропольских предприятий являются сегодня одними из лучших в системе российской электроэнергетики.
Теория и практика должны идти рука об руку - это главный принцип профсоюзного лидера Юрия Киреева.
1 октября 2013 года