«Дорожная карта» упростит государственную регистрацию недвижимости
«Ставропольская правда» писала, что намеченные преобразования призваны прежде всего сделать процесс управления недвижимостью простым, прозрачным и удобным как для граждан, так и для организаций. В числе прочего карта призвана упростить и ускорить процедуру регистрации, создать единый и полный реестр объектов недвижимости, в котором, в частности, были бы достоверные сведения об объектах, их собственниках, местоположении и оценочной стоимости.
О том, как претворяется в жизнь план мероприятий по реализации «дорожный карты» в Управлении Росреестра по Ставропольскому краю, мы сегодня беседуем с заместителем руководителя ведомства Б. Файскановым.
– Борис Фарисович, давайте сразу разъясним нашим читателям, что такое «дорожная карта» Росреестра. О ней много говорят, но вряд ли у населения есть реальное понимание, что она из себя представляет и зачем вообще создана и реализуется.
– «Дорожная карта» – это план мероприятий по повышению качества услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества, регистрации прав на него и сделок с ним. Он рассчитан на долгосрочную перспективу и ставит перед собой множество серьезных задач. Потому не будут преувеличением слова о том, что поэтапная реализация «дорожной карты» приведет к масштабным переменам. Будет сформирован достоверный реестр недвижимости, сокращены сроки кадастрового учета и государственной регистрации прав. Все это может стать реальностью лишь за счет минимизации бумажного документооборота путем перевода услуг в электронный вид, а также повышения эффективности работы государственного регистратора и его ответственности за совершаемые действия.
Вы можете спросить, каких конкретно положительных изменений можно ждать гражданам. Все объясняется простыми цифрами. Срок государственной регистрации прав и кадастрового учета должен сократиться с 20 до 10 дней к 2015 году, а затем до семи и пяти дней соответственно к 2018 году. Период ожидания в очереди в офисах Росреестра уменьшится к 2015 году до 15 минут, а к 2018 году – до 10 минут. По предварительной записи до 5 минут, а затем до минуты.
В итоге регионы должны получить колоссальный экономический эффект за счет повышения качества управления недвижимым имуществом, прежде всего земельными участками. А бизнесу и обычным гражданам будет намного проще распоряжаться собственностью.
– Правильно ли я понимаю, что одним из приоритетов для службы стало динамичное развитие электронных сервисов оказания услуг по регистрации прав и кадастровому учету?
– Это действительно так. Доля электронных услуг службы должна вырасти за пять лет до 70%. И это вполне объяснимо: как известно, услуги Росреестра, владеющего огромными информационными базами о правах на недвижимость, являются одними из самых востребованных как физическими, так и юридическими лицами. Потому вопрос максимального повышения их доступности крайне актуален.
Как известно, уже сейчас Росреестром реализован целый ряд дистанционных сервисов, которые постепенно набирают популярность среди заявителей. Портал услуг Росреестра сейчас обладает солидным функционалом, действительно полезным как органам власти всех уровней, так и профессиональным участникам рынка недвижимости и обычным гражданам. В частности, есть возможность получения в электронном виде сведений, содержащихся в ЕГРП на недвижимое имущество и ГКН, постановки объектов недвижимости на государственный кадастровый учет, можно легко проверить состояние запроса. Сведения публичной кадастровой карты позволяют самостоятельно каждому заинтересованному лицу получить сведения о кадастровом номере, кадастровой стоимости, адресе и площади земельного участка, а также виде права на него. Наряду с этим реализован сервис дистанционного доступа к сведениям ЕГРП. Напомню, для этого нужно лишь обратиться в наше Управление с соответствующим заявлением о получении специального ключа доступа к информационному ресурсу.
С каждым годом электронные сервисы Росреестра по мере реализации новых технологических решений динамично развиваются, что способствует повышению качества и доступности предоставления государственных услуг, а также сокращению очередей.
– Интересует еще один вопрос. Выполнить все мероприятия, заложенные в «дорожной карте», Росреестр должен не в одиночку?
– План мероприятий довольно непростой для выполнения, но поставленные задачи можно решить, если будет налажено сотрудничество всех заинтересованных сторон. Потому среди исполнителей мероприятий «дорожной карты» значится целый ряд государственных органов. Также задействованы региональные и муниципальные власти.
Здесь приведу такой пример. Так, Росреестр передаст часть своих полномочий многофункциональным центрам по предоставлению госуслуг. Согласно «дорожной карте», доля государственных услуг ведомства через МФЦ к концу текущего года должна составить 3%, к 2015 году – 70% и к 2018 году – 90% от общего объема услуг Росреестра.
В Ставропольском крае довольно активно идет работа по созданию сети МФЦ. В действующих центрах как специалистами МФЦ, так и специалистами Управления Росреестра по Ставропольскому краю и филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ставропольскому краю осуществляется предоставление ряда государственных услуг Росреестра, включая прием документов для оформления права собственности на объекты недвижимости, получение сведений из ЕГРП, получение сведений государственного кадастра недвижимости, а также проведение кадастрового учета объектов недвижимости.