06:38, 21 сентября 2013 года

Архитектору Юрию Хоменко исполнилось бы 85 лет

Говорят, биография архитектора – его проекты, дома, сооружения, исследования, книги. Все верно, но не только это было в долгой жизни Юрия Алексеевича Хоменко: были встречи, друзья, коллеги, был, конечно, быт, а еще - эмоции, совесть…

Я знал его в течение многих десятилетий, не скажу, чтобы очень близко, однако нас, музейщика и архитектора, разных по складу характера и жизни, объединяла забота о сохранении культурной, исторической среды, бережном отношении к «духовной оседлости», тому, что называют «экологией культуры».

Писать о Юрии Хоменко довольно трудно. Обычное перечисление заслуг, страницы биографии, научно-творческие достижения – это могут гораздо лучше сделать его коллеги. Тем более о нем было написано немало статей, имеются обширная библиография и личные архивные источники. Но вот о чем хочется сказать особо. Сверстник по нашим немалым годам беспокойного минувшего века, сын полка, стало быть, фронтовик Великой Отечественной войны, он с годами обрел звание казачьего полковника и, бери выше, советника Российской академии архитектуры и строительных наук. Словом, человек непростой, порой дерзновенной, но завидной судьбы. Гордился, конечно, что в свои 15 лет сбежал с далекого Алтая на фронт. В его личном архиве сохранился прелюбопытнейший документ от 15 октября 1943 года: «На ваше заявление о добровольном вступлении в ряды РККА сообщаю, что по получении указаний от вышестоящих органов вы будете вызваны в горвоенкомат в соответствии с вашим годом рождения. Начальник второй части Собуров». Конечно, это был отказ Бийского горвоенкомата.

Вот тогда и решил отчаянный парнишка самостоятельно добираться в родные украинские места, только что освобожденные от оккупантов. А там и до передовой, в действующую армию рукой подать. Выкручивался, конечно, когда интересовались, мол, возвращается из эвакуации в родной город Рубежное Ворошиловградской области. На товарняках, багажных полках, через запреты и десятки препятствий – к отцу Алексею Никифоровичу, военврачу фронтового госпиталя, на передний край Прибалтийского фронта… В своих воспоминаниях всегда подчеркивал, что в пехотной рукопашной схватке участвовать не пришлось и под танк с гранатой не бросался. Простой солдат в прифронтовых обстоятельствах госпиталя: носилки с ранеными, кровь, стоны, бессонные ночи, непосильный труд в боевой обстановке. Заслуженный знак «Сын полка» - тому доказательство.

И все-таки о самом главном из его жизни: родился в 1928 году на Полтавщине в семье врачей, после войны окончил архитектурный факультет Харьковского инженерно-строительного института. В силу присущей ему целеустремленности оказался среди именитых московских ар­хи­текторов-градостроителей. В годы развития «большой химии» как главный инженер проектов Московского института «Гос­химпроект» он осуществил разработку объектов различного назначения во многих городах. В том числе в Днепродзержинске, Омске, Волгограде, Невинномысске.

Необычный поворот судьбы крепко связал Юрия Алексеевича с нашим краем. Здесь стал главным архитектором всемирно известной здравницы - Кисловодска, а в канун 70-х годов главным архитектором института «Крайколхозпроект», позднее возглавил «Ставрополькрайкоммунпроект». Словом, архитектор высокой производственной востребованности. Но дело не в служебных чинах. Юрий Алексеевич Хоменко был ярким представителем круга профессионалов, которые, следуя традициям выдающихся российских зодчих, отстаивали в своем творчестве твердый принцип: «Архитектура – это прежде всего организация пространства».

Способный художник и книгочей с трепетным интересом к людям - все это было свойственно его творческой натуре. На ниве краеведения и защиты исторического наследия он, не отличаясь уживчивым характером, не терпел отступлений от правды, часто повторял, что нарушение природной среды, бывает, еще можно восстановить, но разрушение памятников культуры – невосполнимо.

Среди его фундаментальных экспертных работ, созданных в творческом содружестве с местными учеными-краеведами, такие как «Концепция создания национального парка Большого Кавказа», «Методические рекомендации по проектированию туристического комплекса «Северо-Кавказское кольцо» (актуальные и сегодня!). Знаю о его основательных связях с картографами, геологами, строителями, его тревожных рекомендациях и предостережениях проектировщикам и градостроителям о подземных реках в Ставрополе, вечной проблеме оползней, обязательном учете миграции подземных вод при сооружении зданий, коммуникаций. На основе большого исторического материала он составил подробную карту подземных рек Ставрополя для учета так называемых геопатогенных зон, что очень важно при современной застройке краевого центра, как не раз отмечали ведущие российские инженеры-гидрогеологи.

Юрий Алексеевич любил повторять: «Человек, не сохраняя память прошлого, губит часть своей личности». Хочу применить это его высказывание к глубоко деликатной проблеме - охране и достойному содержанию кладбищ как памятников истории и культуры. В стране многовековой христианской (и не только христианской) морали старые и новые скорбные погосты, бережное к ним отношение – показатель исконной культуры и духовности. Несомненно, все это должно базироваться на глубоком уважении к предкам, их жизненному пути, традициям, радостям и горестям. Фундаментальное экспертное заключение кандидата архитектуры Юрия Алексеевича Хоменко и кандидата медицинских наук Олега Николаевича Лопаткина востребовано как основной научный предостерегающий материал для застройщиков, а стало быть, нравственный призыв к истинной заботе о местах погребения.

Но, чтобы сия грустная тема не доминировала в оценке творческих трудов почетного члена Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Ю. А. Хоменко, надо отметить, что он поднял из забвения десятки имен архитекторов, работавших на Северном Кавказе, для биографического словаря «Архитекторы Российской империи с начала XVIII века до 1917 года», изданного под научным руководством Аркадия Федоровича Крашенинникова – известного историка архитектуры, дружбой с которым он очень гордился и дорожил.

Человек жизнестойкий, Хоменко умел не придавать значения всякого рода невзгодам и болезням, жил заботами своего времени. К примеру, не избегал заслуженной чести быть среди тех, кто участвовал в возрождении казачества на Ставрополье.

*****

Многое он успел за жизнь, обладая философским складом ума и художественной даровитостью, неизменно живым интересом к людям разного толка и манер, да еще, к слову сказать, обладая искрометным чувством юмора и самоиронии. Прекрасные современники, к счастью, встречаются нам на пути, отнюдь не «розовые герои», а по-настоящему творческие, многогранные натуры. Помнить о них и радостно, и важно.

Вениамин ГОСДАНКЕР, заслуженный работник культуры России
«Сын полка»
Газета «Ставропольская правда»
21 сентября 2013 года