Как избавить курорты КМВ от свалок?
В обсуждении этой жизненно важной для эколого-курортного региона проблемы принимал участие и. о. руководителя администрации Кавказских Минеральных Вод Михаил Бондаренко. На эту тему он беседует с корреспондентом «СП».
- Михаил Сергеевич, почему лишь спустя пять лет после одобрения на уровне правительства края концепции взялись рассматривать вопрос реализации ее главной составляющей?
- Тому есть целый ряд причин. В частности, так называемые альтернативные проекты утилизации отходов в регионе КМВ дискредитировали идею и дезориентировали потенциальных инвесторов. На мой взгляд, все эти альтернативы – от лукавого. Ведущие отечественные специалисты больше года обследовали регион и пришли к однозначному мнению: площадка на окраине города Лермонтова наилучшим образом подходит для зонального «Технопарка» - подведены газ, вода, электроэнергия, есть хорошая асфальтированная дорога. А главное – к площадке прилегает хвостохранилище бывшего предприятия по обогащению урана. В ближайшие сто лет его нельзя будет использовать ни для чего иного, кроме хранения ТБО. Сильно мешала и затянувшаяся неразбериха во властных структурах города Лермонтова. Скандалы, голодовки, судебные разбирательства – за всем этим чиновникам муниципалитета было не до «Технопарка». Но сейчас там все успокоилось, установилась нормальная рабочая атмосфера, и глава администрации Сергей Бычков инициировал обсуждение проектов зонального отходоперерабатывающего комплекса.
- И каковы ваши впечатления от услышанного?
- Из пяти потенциальных инвесторов три, на мой взгляд, представили обоснованные программы. Изначально мы поставили условие: бизнес-проекты должны отвечать четырем критериям. Они должны быть реально реализуемыми, технологичными, экологически безупречными и сохранять нормальный, «подъемный», тариф на утилизацию отходов. Поскольку в обозримом будущем организовать раздельный сбор отходов в нашем регионе маловероятно, мы исходили из того, что все виды отходов будут попадать в одни и те же контейнеры.
Состоялся серьезный профессиональный разговор, где потенциальным инвесторам пришлось ответить на многие вопросы, в том числе каверзные. Большое впечатление на нас произвел проект отечественной фирмы с зарубежным участием, базирующейся на технологии, апробированной в Германии. Она предусматривает бесконтактную сортировку отходов: «разгон» по плотностям, использование магнитов и так далее. Таким образом, извлекаются вторичные материальные ресурсы, органические компоненты преобразуются в инертные материалы, пользующиеся спросом в строительстве и сельском хозяйстве. А небольшой остаток неутилизируемых отходов уплотняется в экологически безопасные брикеты, которые размещают на полигоне ТБО. Другая фирма - из Таганрога. Она уже положительно зарекомендовала себя в Краснодарском крае. Третью рекомендовал аппарат полпредства Президента РФ в СКФО. Эта фирма использует весьма успешный опыт Белгорода. Самое главное, все эти компании готовы реализовать предложенные проекты собственными силами - без участия регионального или муниципального бюджета и каких-либо государственных гарантий. Там все абсолютно прозрачно, нет никакого подвоха. Надеюсь, администрация города Лермонтова в ближайшее время инициирует процедуру конкурса на строительство «Технопарка».
- Однако утилизация ТБО – лишь одна составляющая проблемы. Судя по кучам мусора на улицах городов-курортов и в прилегающих городских лесах, со сбором ТБО в особо охраняемом эколого-курортном регионе тоже неладно…
- Безусловно. И это наносит большой ущерб имиджу региона. Да, на территории большинства санаториев чистота, порядок, лужайки, цветники. Но ведь отдыхающие чуть ли не каждый день выходят за пределы здравниц. А то, что они видят на улицах, многих повергает в шок. Неудивительно, если на следующий год они и их знакомые предпочтут Кавминводам ухоженные, идеально чистые зарубежные курорты.
- Казалось бы, местные власти это понимают, постоянно говорят о необходимости навести порядок, но воз и ныне там. Почему? Ведь в концепции детально прописано, как организовать сбор отходов.
- Совершенно верно. Например, в концепции говорится, что вторичные материальные ресурсы желательно извлекать еще на этапе образования ТБО. Для этого специалисты рекомендовали в каждом муниципалитете организовать сеть стационарных и передвижных экологических ресурспунктов. По моим сведениям, за пять лет ни в одном муниципалитете на территории Кавминвод местные власти ничего не сделали для организации такой сети. А ведь из тех отходов, что ежедневно сваливают в контейнеры, четыре-пять процентов составляют всевозможные изделия из пластика, полтора процента – алюминиевые баночки и другой цветной металл, не менее 5 процентов – стекло, до 20 процентов – бумага и картон. Стоит все это извлечь и сдать в ресурспункты - и объем вывозимых на полигоны ТБО уменьшится как минимум на 20 процентов. Это какая экономия бензина, расходов на содержание мусоровозов! И требуется от властей всего-то в каждом микрорайоне установить несколько красиво оформленных пунктов приема вторичных материальных ресурсов. Желающие заниматься этим выгодным бизнесом найдутся.
- В развитие темы приведу простой житейский пример. Недавно у меня освободилась десятилитровая пластиковая канистра из-под грунтовки для бетонного пола. В мусоропровод ее не протиснуть. Куда мне ее девать? И подобными вопросами ежедневно задаются тысячи жителей Кисловодска, после того как год назад с улиц города-курорта убрали мусорные контейнеры. Результат, как говорится, налицо – на бывших контейнерных площадках образуются горы мусора. Лишь на днях на совещании в управлении городского хозяйства прозвучало здравое предложение: в наиболее проблемных местах, в том числе и на бывших контейнерных площадках, необходимо установить «перехватывающие» контейнеры. Но чиновникам потребовался год, чтобы дойти до столь очевидной мысли, а прежде они носились с идеей развесить по всему городу видеокамеры и даже в местных СМИ объявили конкурс фотографий, на которых удастся запечатлеть горожан, выбрасывающих мусор на бывших контейнерных площадках …
- Безусловно, местным властям, прежде чем принимать решения по столь чувствительным вопросам, необходимо взвешивать все «за» и «против». Что же касается сбора крупногабаритных ТБО, то в этом плане положительная тенденция недавно наметилась в Пятигорске. Там на улицах стали устанавливать съемные кузова, в которые поместится и старая дверь, и отслужившая свой срок кровать, и сломанный стул. Для спецавтомобиля загрузить заполненный кузов на платформу и поставить на его место порожний – минутное дело. Считаю, этот опыт пятигорчан следовало бы использовать и в других муниципалитетах.
- Но одно дело – сломанная кровать, а другое – груда битых кирпичей и бревен от снесенной ветхой постройки, на месте которой собственник возводит новый дом. Куда девать строительные отходы? Насколько я знаю, в Кисловодске образовалась некая индустрия услуг: две-три тысячи рублей за один рейс, и владельцы самосвалов вывозят строительный мусор. Но, разумеется, не за 20 километров на полигон «Арго», а на окраины города-курорта - на Новое озеро, на горную террасу над поселками Аликоновка, Зеленогорским. Не говоря уже о сотнях легковушек, которые в багажнике вывозят мешки со строительным мусором, оставшимся после ремонта квартир, в близлежащие леса и поймы рек. С этим-то что делать?
- И здесь на 90 процентов вина местных властей. Просто так никто старый дом не сносит и новый не строит. На это должно быть разрешение администрации муниципалитета. Соответственно, управление архитектуры должно контролировать, куда вывозят строительные отходы. Причем зачастую их можно использовать с выгодой и не в ущерб экологии: подсыпать дорогу, укрепить оползневый участок и так далее. Но для этого у властей должна быть четкая картина: где, в каком объеме и какие именно строительные отходы образуются и где их можно использовать.
- Любимая тема сетований местных властей – население нерегулярно платит за вывоз ТБО, из-за чего спецавтохозяйства постоянно находятся на грани банкротства. Но за много лет я ни разу не слышал, чтобы кто-либо из стоящих в очереди у кассы отказывался платить указанную в платежке сумму за вывоз отходов.
- Местным властям следовало бы пенять не столько на жителей, сколько на предпринимателей. Как минимум половина субъектов малого и среднего бизнеса, работающих в каждом муниципалитете, хитрят, уверяют, что не образуют отходы, а сами, как стемнеет, вывозят их к установленным на улицах и во дворах контейнерам. Но ведь выяснить, сколько каких отходов образует каждое предприятие торговли или общепита, несложно. А тем более проконтролировать, заключили ли они договор с мусоровывозящей организацией и как он соблюдается. Увы, у администраций муниципалитетов до этого не доходят руки.
- Существует ли, на ваш взгляд, некий «волшебный ключик», с помощью которого можно раз и навсегда решить проблему санитарной очистки городов-курортов Кавминвод?
- Проблема исчезнет, как только всем – и жителям, и предпринимателям, - станет очевидно, что экономически куда более выгодно вывозить отходы на легальное место складирования, чем сваливать их на улицах или в окрестностях города. Кроме того, на таких экологически уязвимых территориях, как КМВ, необходимо многократно повысить штрафы за нарушение правил благоустройства и санитарной очистки. Но это уже дело законодателей – как региональных, так и федеральных.
2 августа 2013 года