06:50, 26 июня 2013 года

Модернизацию муниципальных систем дошкольного образования обсудили педагоги Ставрополья

Ставрополье стало одним из субъектов Российской Федерации, победивших в конкурсном отборе региональных программ развития образования. По условиям конкурса на базе Ставропольского краевого института развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования начала работать федеральная стажировочная площадка и была развернута сеть базовых стажировочных площадок.

Реализация проекта рассчитана на 2011-2013 годы. Среди наиболее актуальных направлений, над которыми работают в нашем крае, - «Модернизация муниципальных систем дошкольного образования».

Тема дошкольного образования звучит сейчас на разных властных уровнях. Здесь и требование его доступности - как известно, президент Владимир Путин поставил задачу к 2015 году обеспечить местами в детских садах всех нуждающихся в этом российских малышей. И ряд современных задач, обозначенных во вступающем в силу с 1 сентября новом Законе «Об образовании в Российской Федерации». Так, в дошкольное образование внедряются федеральные государственные образовательные стандарты. (До сих пор это были ФГТ - федеральные государственные требования.)

Все это делает работу в рамках направления «Модернизация муниципальных систем дошкольного образования», которая ведется федеральной стажировочной площадкой на базе СКИРО ПК и ПРО и базовыми площадками при детских садах, особо значимой.

Предварительные итоги этой деятельности подводились не так давно на семинаре для руководителей и педагогических работников системы дошкольного образования Ставропольского края «Модернизация муниципальных систем дошкольного образования: опыт, проблемы, перспективы».

Открывшая мероприятие ректор СКИРО ПК и ПРО Алла Золотухина отметила, что за время работы федеральной стажировочной площадки в дошкольном образовании края произошел определенный прорыв и в освоении новых педагогических технологий, и в создании вариативных моделей ДОУ, и в разработке моделей государственно-общественного управления в сфере дошкольного образования. Базовые стажировочные площадки стали центром распространения передового опыта, который транслируется не только на Ставрополье, но и - с помощью дистанционного обучения и выездных семинаров - на республики Северного Кавказа. Стажировку в рамках гранта «Модернизация муниципальных систем дошкольного образования» прошли в общей сложности 670 человек.

С докладом «Содержание и анализ деятельности федеральной стажировочной площадки по направлению «Интерактивные формы работы с кадрами в ДОУ» выступила на семинаре ведущий консультант проекта профессор Северо-Кавказского федерального университета доктор педагогических наук Н. Ромаева. Она начала с того общеочевидного факта, что для реформирования, для внедрения новых подходов к образованию детей у руководителя дошкольного учреждения должна быть команда педагогов-единомышленников. Как создается и как функционирует такая команда, Н. Ромаева показала на примере стажировочных площадок, открытых на базе четырех муниципальных детских садов и реализующих направление «Интерактивная работа с кадрами в ДОУ». В процессе стажировки курсанты смогли воочию увидеть, как построена работа с педагогическими кадрами в этих учреждениях образования. Так, в муниципальном детском саду № 53 «Солнышко» г. Новоалександровка они присутствовали на мастер-классе «Кейс-метод как метод коллективного анализа ситуации», участвовали в деловой игре «Реализация ФГТ в разнообразных моделях и формах дошкольного образования», побывали на занятии по изучению интерактивных информационных технологий. В детском саду № 25 ст. Расшеватской Новоалександровского района они знакомились с интерактивной формой работы с кадрами по календарно-тематическому планированию. Разработанная в СКИРО ПК и ПРО программа «Интерактивные формы работы с кадрами в ДОУ» была рассчитана на 72 часа, включала ряд модулей, которые реализовались через систему лекционных и практических занятий, заданий для самостоятельной работы слушателей в ходе дистанционных форм обучения. Результатом деятельности федеральной стажировочной площадки стало проектирование обучающимися собственных вариативных моделей профессиональной деятельности, адаптированных к условиям конкретной территории.

Перечисленные интерактивные формы работы, модели прошли апробацию на ряде семинаров и вебинаров, проведенных силами сотрудников СКИРО ПК и ПРО в Карачаево-Черкесской Республике, Республике Калмыкия, в Кабардино-Балкарской Республике и получили положительный отклик у слушателей. Наибольший интерес вызвало удачное совмещение хорошо проработанной теоретической базы с ее практической реализацией.

Н. Ромаева сообщила, что в конце работы по данному направлению был проведен мониторинг качества обучения. Слушателям предлагалось, в частности, ответить на вопрос, имело ли место развитие у них (или формирование новых) профессиональных компетенций. 86 процентов стажеров ответили: «Да, в полном объеме, способен действовать самостоятельно». Остальные 14 процентов слушателей выбрали ответ: «Да, в основном, но требуется дополнительное самообразование».

Об организации работы базовой площадки в детском саду № 2 села Бешпагир Грачевского муниципального района доложила на семинаре начальник отдела образования районной администрации Е. Ореховская. Как основные направления деятельности базовой площадки она назвала подготовку стажеров-педагогов ДОУ к организации образовательной деятельности детей в условиях модернизации системы дошкольного образования, а также знакомство курсантов с опытом базовой площадки по использованию современного интерактивного модульного оборудования. Впечатляет уже один перечень современного оборудования, полученного детсадом № 2 села Бешпагир в качестве базовой стажировочной площадки по направлению «Модернизация муниципальных систем дошкольного образования». Это игровое мультимедийное оборудование, интерактивные доски, конструкторы «Робототехника» LEGO, развивающие пособия для игровых комнат, кабинетов специалистов: игровые модули, игрушки, настольно-печатные игры, конструкторы LEGO; спортивное оборудование (тренажеры для балансировки и координации, обручи, скейты), магнитные мольберты, наглядные пособия «Природное сообщество луга, леса, приусадебного участка, поля, водоема, зимующие птицы», войлочные доски: стеклянный столик для пескотерапии, зеркальные мольберты для арт-терапии, сенсомоторное оборудование «Пертра», звуковые пособия для развития слухового восприятия дошкольников, лаборатория «Опыты с водой», «Измерение массы тела», «Метеостанция», развивающие игры Никитина, математические пособия для развития логики и мышления, музыкальные инструменты и многое другое.

На обучающих семинарах для стажеров сотрудники детсада познакомили их со всем этим богатством, научили пользоваться развивающими средствами нового поколения. Не прячут свои «сокровища» бешпагирцы и от коллег в районе, с которыми также проводят обучающие занятия. Как отметила Е. Ореховская, новый виток развития дошкольного образования не оставили без внимания и местные власти, выделившие помещения под создание новых мест в ДОУ Грачевского района...

Важная тема модернизации муниципальных систем дошкольного образования была поднята в выступлении заместителя заведующей по УВР детского сада № 76 г. Ставрополя Т. Поповой, говорившей об интегрированном воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ.

Детсад № 76 является многофункциональным, где педагогический и медицинский рабочие блоки интегрируются в один реабилитационный процесс. В ДОУ создано единое образовательное пространство, направленное на комплексную физическую реабилитацию детей, их социальную адаптацию и интеграцию в общество.

Как базовая стажировочная площадка ставропольский детский сад № 76 реализует тему «Интерактивные формы работы с детьми». Стажеры обучаются здесь тому, как эти формы и методы могут быть внедрены в образовательный процесс при работе с «особенными» детьми.

На семинаре прозвучали также выступления Л. Сечиной (Новоалександровск) «Модель современного детского сада в условиях модернизации дошкольного образования»; Ю. Нордгеймера (Пятигорск) «Роль интерактивных форм работы с кадрами в формировании развивающей среды ДОУ» и других.

В итоговой части семинара присутствовавшие говорили о том, что участие в федеральном проекте помогло им увидеть модернизацию муниципальных систем дошкольного образования с разных сторон. Включая различные модели ДОУ, вариативность работы с педагогическими кадрами, принципы создания новой современной развивающей среды. Представители базовых площадок высказали мнение, что проделанная работа - важный вклад в развитие дошкольного образования Ставрополья и может достойно представлять наш край в системе образования России.

«Важная тема»
Газета «Ставропольская правда»
26 июня 2013 года