Первая мужская гимназия в Ставрополе пестовала ученых мужей
Одним из наиболее ярких событий в истории Ставропольской губернской гимназии были ежегодные конкурсы на лучшее сочинение на русском языке, которые проводились по инициативе директора Я. Неверова. В фонде № 15 «Дирекция народных училищ Ставропольской губернии» ГАСК можно ознакомиться с протоколами заседаний педагогических советов, рассматривавших сочинения. В этом же фонде переписка с попечителем учебного округа о результатах конкурса. Эти документы словно живые свидетели своей эпохи и ее весьма интересных героев.
Первый такой конкурс сочинений состоялся в 1852 году и проводился между учащимися старших классов. Результаты подвели 18 октября 1852 года. Значимость этого события отражена в публикациях губернской газеты, посвященных 15-летию со дня открытия ставропольской гимназии. Из числа представленных сочинений наиболее удачными были признаны работы учеников VIII класса Амбарданова, Морозовского и Кананова. По решению педагогического совета лучшим назвали сочинение на тему «Русская народная поэзия» воспитанника Г. Кананова, ставшего впоследствии выдающимся просветителем, ученым-востоковедом.
С этого года проведение конкурса сочинений вошло в традицию. В чем-то наивные, но все глубокие искренние размышления гимназистов и сегодня выглядят свежо, занимательно. В конкурсной работе будущего известного историка Александра Трачевского под названием «Что способствовало в текущем столетии упадку влияния французского классицизма в нашей драме» (!) юноша весьма серьезно и, в общем, аргументированно рассуждает о значении французской драмы как о неудачном опыте мировой литературы, которого следует всячески избегать: «…неудавшийся опыт воспроизведения древней жизни в новом искусстве имеет также свою благодетельную сторону: он показал нам, что если мы хотим подражать древним в искусстве и если мы желаем занять своей умственной деятельностью столь же почетное, как они, место в истории человечества, то должны быть не славными копиистами чужого, а творцами своего собственного, должны быть верны своей духовной природе и жизни, должны выработать свою собственную мысль и, подобно древним, высказать свое слово…».
Конкурсные сочинения гимназистов и столетие спустя поражают широтой кругозора юных авторов, богатством языка. В сохранившемся в ГАСК протоколе педагогического совета Ставропольской губернской гимназии от 16 октября 1858 г. рассматриваются сочинения, представленные воспитанниками VI и VII классов. Любопытно, что учащимся были предложены весьма непростые темы: о сатире во времена Петра, Екатерины и в наше время; о Кавказе по Лермонтову, Марлинскому и Пушкину; о демократии в Древнем Риме и о причинах ее политического падения; о Владимире Мономахе.
Педагогический совет «с особенным удовольствием видел в молодых, еще не вполне созревших умах своих питомцев зародыш светлого убеждения и чистого стремления к науке и убедился, как в сведениях, приобретенных воспитанниками, так и способностях их анализировать подробности предмета и проводить через них одну общую мысль, разумно воспринятую от наставника».
Благодаря успешно существовавшей в Ставропольской мужской гимназии системе образования, и в частности одной из форм обучения – конкурсов сочинений, – состоялось духовное становление десятков воспитанников гимназии. Вот имена некоторых из тех, кто оставил заметный след в истории: известный историк А. Трачевский, востоковеды Г. Кананов и К. Патканов, ученый исследователь Кавказа Н. Динник, инициатор развития женского образования В. Демьяновский. Они не стали профессиональными литераторами, но, умело подготовленные педагогами самостоятельно размышлять, добились немалых успехов на избранных ими поприщах.
8 мая 2013 года