07:34, 26 апреля 2013 года

Старейшему в Ставрополе Иоанно-Мариинскосу женскому монастырю исполняется 165 лет

В Государственном архиве Ставропольского края имеются фонды, документы которых отражают деятельность духовного ведомства на Ставрополье. Это материалы об учреждении в 1843 году Кавказской епархии, указы Святейшего синода, отчеты о деятельности епархии, документы об открытии церковно-приходских школ, училищ и многое другое. В истории православия на Северном Кавказе значительным событием явилось открытие женских монастырей. По настоянию преосвященного Иеремии в Кавказской епархии появились Марие-Магдалинская обитель в Черномории и Иоанно-Мариинская в Ставрополе.

В 1848 году по благословению епископа Иеремии в трех верстах к северу от Ставрополя, на землях Терского казачьего войска, был открыт приют для сирот женского пола. Спустя полтора года построена церковь во имя Иоанна Предтечи, а при ней жилой флигель, в него поступило несколько вдов и девиц разных сословий для монашеского жития. Общественность Ставрополя к устройству обители отнеслась благожелательно. Епархиальное начальство принимало активное участие в строительстве двухэтажного каменного дома, в котором разместилась больница. Территория общины сложилась из пожертвованных жителями города, прежде всего семьей мещан Скомороховых, земельных участков. Вот что писал епископу Иеремии Яков Скоморохов, владелец одноименного хутора за речкой Ташлой: «Сострадая по человечеству и имея по милости Божьей безбедное состояние, но не имея кому оставить его, возникла мысль для спасения души своей, а паче для спасения души усопших родителей Григория и Варвары, трудами коих обязан своему состоянию, отдать часть состояния для устройства планируемого приюта».

В 1851 году сменивший преосвященного Иеремию епископ Иоанникий ходатайствует перед Святейшим синодом об изменении статуса Иоанно-Мариинской общины в монастырь. Синод утвердил это ходатайство. После этого Иоанникий обратился к епископу Полтавскому с просьбой назначить «из полтавских женских монастырей двух благонадежных монахинь для водворения в новоустроенной общине иноческих порядков». Эта просьба также была удовлетворена. Из Ладинского монастыря были выбраны две монахини, Серафима и Нафанаила.

Обитель возводилась в большей степени на пожертвования горожан. Вдова генерал-майора Екатерина Лещенко пожертвовала три тысячи рублей, «с тем чтобы из них одна была употреблена на приобретение утвари для устраиваемой при монастырской больнице церкви, другая – на устройство при монастыре школьного помещения для детей, а третья – на приобретение непрерывно доходного билета Государственного банка с назначением половины процентов монастырскому причту и половины монастырю».

В течение десятилетия - с 1852 по 1862 год - в Иоанно- Мариинской обители произошло много перемен. Стараниями святителя Игнатия Брянчанинова она возведена во второклассный монастырь. А преосвященный Феофилакт, прибывший на место святителя Игнатия, совершил первый постриг избранных сестер. По свидетельству архивных источников, «в 1861 году усадебная земля, принадлежащая монастырю, законным порядком была обмежевана и огорожена протоиереем Феодором Поспеловым на свои средства в пользу всего причта. В 1863 году основана монастырская церковно-приходская школа, рассчитанная на 45 учащихся девочек; на содержание школы от монастыря ассигновано 400 рублей в год, в том числе 300 на содержание учительницы.

Формулярные списки священнослужителей Кавказской епархии за 1865 год, находящиеся на хранении в ГАСК, дают достаточно подробную информацию о жизнедеятельности настоятельниц, монахинь и послушниц Иоанно-Мариинского монастыря. Яркой личностью была первая настоятельница - игуменья Серафима. Принадлежала она к купеческому сословию. В 1818 году оставшись сиротою в малолетстве, отдана на попечительство в Ладинский женский монастырь. Обучалась там читать, писать, петь. Достигнув совершеннолетия, изъявила желание остаться навсегда в монастыре и пострижена в монашество. Игуменьей Серафимой в Иоанно-Мариинском монастыре были установлены порядки в соответствии с уставом афонских монастырей: жизнь протекала в постах и молитвах. В 1862 году игуменья Серафима награждена нагрудным крестом за благоустройство монастыря, нравственное направление сестер, «за усердное старание и труды в устроении храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы».

Уже к 1876 году при монастыре начинает действовать первоначальная бесплатная школа для мальчиков и девочек. Располагалась она в каменном монастырском доме, обучением детей занимался дьякон Иоанн Курдюмов, он же преподавал Закон Божий.

В период Русско-турецкой войны 1877-1878 годов послушницы монастыря изготавливали для военных лазаретов различные вещи, в качестве медсестер ухаживали за ранеными и больными воинами.

В начале XX века Иоанно-Мариинский монастырь уже входил в число крупнейших на Юге России (около тысячи монахинь и послушниц). Вот что пишет в своем рапорте в Ставропольскую духовную консисторию от 17 февраля 1918 года настоятельница монастыря игуменья Нина: «Монастырю принадлежит 24 десятины леса, 200 десятин пахотной и сенокосной земли, а также хутор, находящийся на реке Ташле, пожертвованный отставным надворным советником Василием Иноземцевым». К 1912 году в монастыре имелось пять каменных церквей с колокольнями - Святого пророка Иоанна Предтечи, Покровская, Серафимовская, Святых преподобных Антония и Феодосии и Святого пророка Иеремии, при которых служили два священника и дьякон. Монастырь также заведовал часовней, построенной городским обществом на Нижнем базаре. Были построены художественные мастерские, благоустроен пруд и разбит сад. В Иоанно-Мариинском женском монастыре были хорошо развиты всевозможные мелкие ремесла и вышивка.

В Первую мировую войну тридцать послушниц Иоанно-Мариинского монастыря изъявили желание работать сестрами милосердия.

С установлением советской власти в 1921 году монастырь был закрыт. На его территории сначала находилась колония для беспризорников, затем дом отдыха, а с послевоенных времен - филиал психиатрической клиники.

И все же ставропольский Иоанно-Мариинский монастырь отстоял свое право на существование. Сегодня обитель переживает этап восстановления, продолжая быть местом средоточия духовной жизни.

Татьяна МАКАРОВА, ведущий археограф Государственного архива Ставропольского края
«Для спасения души»
Газета «Ставропольская правда»
26 апреля 2013 года