07:37, 19 апреля 2013 года

Федеральная контрактная система в 2014 году ударит по откатам

Надо сказать, что это долгожданный документ и он очень долго принимался. Споры вокруг него на федеральном уровне велись почти три года. Означает ли это, что отечественная реформа госзакупок, запущенная в 2005 году, так и не дала ожидаемых результатов? Этот вопрос мы задали постоянному автору рубрики «Законный интерес» – руководителю известного на Ставрополье «Юридического агентства «СРВ» Р. САВИЧЕВУ. 

- Не хочется делать глобальных выводов об эффективности реформы, для этого нужна статистика, - отмечает Роман Савичев. - Но то, что она не из числа самых удачных, можно судить уже по тому, насколько за последние годы укоренилось слово «откат» в обиходе бизнес-сообщества. И, к сожалению, это слово стало неизменно ассоциироваться у всех с госзаказом. Да и тот факт, что подавляющее большинство конкурсов в стране на всех уровнях проводится несправедливо, зачастую с заранее известным победителем, уже неоднократно был признан руководством страны. Как и то, что назрела необходимость кардинальных шагов по искоренению столь явного источника коррупциогенности.

Теперь на смену нынешним порядкам придет федеральная контрактная система, в которой, судя по закону, намного больше настроек и различных фильтров. Хотя, конечно, говорить о том, насколько плох или хорош конкретный закон, можно только по прошествии какого-то времени. Нужно время, чтобы теория вжилась в практику. А на данном этапе мы имеем лишь возможность сравнить 94-й федеральный закон с новыми нормами и попытаться проанализировать, насколько жизнеспособны новации.

В частности, меня обнадеживают утверждения федеральных чиновников о том, что реализация закона о федеральной контрактной системе позволит значительно сократить коррупцию в сфере госзакупок: мол, если все нормы закона будут выполнены, то откаты станут практически невозможными.

Система госзаказа дополняется важными элементами, среди которых выделяется возможность выбора разных закупочных моделей. Закупки должны осуществляться через конкурсы, аукционы, запрос котировок, запрос предложений. И лишь в строго определенных случаях может быть выбран так называемый единственный поставщик. Между тем сейчас очень большой объем госзакупок осуществляется как раз у единственного поставщика, что, по сути, ставит крест на здоровой конкуренции. Кроме того, в отличие от действующего законодательства федеральная контрактная система предусматривает регламентацию вопросов планирования закупок и контроля их эффективности. Получается, что она вроде как сможет охватить весь «жизненный цикл» заказа – от его планирования до полного исполнения, чего позволят добиться очень жесткие системы контроля поставщика, в том числе и финансового.

Отмечу, что важным для бизнеса является как раз этап планирования госзакупок. Знание о том, что в будущем будут закупать госкомпании, является стимулом к развитию конкретных рынков и оптимизации инвестиционной деятельности. Вместе с тем это не значит, что для поставщиков путь к госзаказу отныне станет прост: среди прочего появятся различные фильтры, позволяющие, например, исключить возможность манипулирования на стадии закупок или отстранить от участия в конкурсах компании, не имеющие компетенции по производству соответствующей продукции.

На мой взгляд, должно положительным образом сказаться на экономике и то, что новый закон содержит блок норм в части предоставления преференций для отечественных производителей. В настоящее время заказчики имеют право ограничивать участие иностранных производителей только по мотивам государственной безопасности. Со следующего года появятся возможности вводить ограничения на закупку импортных товаров и услуг не только из соображений безопасности, но и с целью стимулирования отечественной экономики.

Кстати, контрактную систему не обойдет и масштабно развернувшаяся в стране информатизация. Должна появиться единая информационная система, где указывается информация о планах закупок и об исполнении контрактов, содержится реестр контрактов, заключенных заказчиками, библиотека типовых контрактов, реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, их результатов и выданных предписаний. Принципиально важно, что эта информация будет общедоступной и ее получение не потребует затрат. Потому бизнесу, рассчитывающему работать в сфере госзакупок, на мой взгляд, нужно будет пристально следить за формированием этой информационной системы, чтобы со вступлением нового закона в силу уметь полноценно ею пользоваться. Это возможность не только найти заработок, но и защитить свои права в случае нарушений интересов или некорректного поведения госоргана.

Думаю, что к теме работы федеральной контрактной системы пресса вернется еще не раз, когда закон вступит в силу. И напоследок еще раз скажу, что смысл новой системы, которую сейчас будут внедрять, в том, что регулирование начинает распространяться на все стадии закупок: от запуска самой идеи, ее обоснования - для чего нужна закупка, почему она должна быть именно такой, а не другой и сколько она стоит - до исполнения заказа. Это говорит о том, что  закон сложный и требует тонкой настройки, в том числе и с помощью подзаконной нормативной документации. При этом понятно, что принятие прозрачных норм в сфере госзакупок может быть встречено сопротивлением и критикой со стороны лоббистов и чиновников, не заинтересованных в этом процессе. Хочется надеяться, что усилия лоббистских группировок в процессе предстоящего принятия подзаконных нормативных актов (таковых понадобится несколько десятков) в итоге не изменят концепцию закона. 

Юлия ПЛАТОНОВА
«Удар по откатам»
Газета «Ставропольская правда»
19 апреля 2013 года