06:20, 5 апреля 2013 года

6 апреля отмечается 50-летие со дня образования следственных органов России

Разведка против разведки

Заместитель начальника отдела - начальник следственного отдела МВД России по Минераловодскому району подполковник юстиции Андрей Ленков.

В 1999 году Андрей Ленков, проходивший службу по призыву в Волгограде, был направлен в командировку на Северный Кавказ. Он находился в составе разведдесантной роты 68-го гвардейского отдельного разведывательного батальона. Это подразделение обеспечивало командование 20-й мотострелковой дивизии необходимой информацией о противнике. Не секрет, что подобные данные стоили очень дорого, поскольку добывались всегда с риском для жизни.

В октябре группа наших бойцов из 30 человек проводила разведку недалеко от чеченской станицы Червленая-Узловая Шелковского района. Военно-служащие пересекли реку Терек, использовав для переправы полуразрушенный автомобильный мост, и вышли на берег. Тут же от пули рухнул на землю снайпер. Сразу стало понятно, что разведгруппа обнаружена бандитами.

Завязался ожесточенный бой. С обеих сторон постепенно прибавлялось количество сражающихся. Через какое-то время в воздухе появились наши вертолеты и заухала артиллерия. В общей сложности битва длилась больше суток. Значительная часть бандитов была уничтожена.

- Главное, что мы не дали противнику вклиниться в наше направление, - говорит А. Ленков. - А ведь те, на кого мы натолкнулись вначале, тоже были разведчиками и намеревались прощупать позиции федералов.

За этот бой командование наградило Андрея Ленкова медалью Суворова.

Воспитание боевого духа

Специалист отдела кадров ГСУ ГУ МВД России по СК полковник юстиции Алексей Есютин.

В октябре 1999 года, во вторую чеченскую кампанию, взвод материального обеспечения усиленной батальонно-тактической группировки Российских войск, которым командовал старший лейтенант Есютин, продвигался к Гудермесу. Недалеко от села Комсомольского, когда автообоз шел позади передовых частей, прямо на него выскочили около 40 боевиков.

Встреча оказалась неожиданной для обеих сторон. «Духи», выбравшись из небольшого лесочка и столкнувшись с военнослужащими лоб в лоб, поначалу растерялись. Но на раздумья ни у кого не было времени. Алексей выкрикнул команду к отражению. Наши солдаты и офицеры моментально спешились с «Уралов», укрылись за машинами, заняв оборону, и открыли огонь. Противник тоже стал палить из автоматов и пулеметов.

Минут через пятнадцать на грохот боя подтянулось подкрепление, и бандиты были полностью уничтожены. Кстати, это было первое настоящее сражение старшего лейтенанта Есютина. В 1997 году, после окончания Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища, его распределили в 21-ю отдельную воздушно-десантную бригаду ВДВ России (это прежнее название 247-го Кавказского казачьего десантно-штурмового полка, дислоцирующегося в Ставрополе). Алексей, конечно же, участвовал в различных учениях, прыгал с парашютом (у него даже имеется квалификация инструктора за 141 выполненный прыжок). Но вот чтобы так, как было в тот день... Это запоминается на всю жизнь.

- Какие ощущения я тогда испытывал? Мысль была только одна - выполнить свой долг честно. Это не пафос, а то воспитание боевого духа, которое закладывали в нас отцы-командиры, и, конечно же, командующий 21-й бригадой Герой России Юрий Эм. Мы знали, что у нас все будет хорошо. Это потом я уже размышлял, что на самом-то деле было страшно и мог погибнуть.

В 2000 году Алексей побывал во второй командировке в Чечне. Там тоже не обошлось без боестолкновений. Впрочем, о его армейских буднях красноречивее всего говорят награды. Это медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, медаль «За мужество и отвагу», медаль «За воинскую доблесть» I степени и медаль Суворова

Засада

Старший следователь по особо важным делам следственной части по расследованию организованной преступной деятельности ГСУ ГУ МВД России по СК подполковник юстиции Анатолий Павленко.

Родился в Ставрополе, окончил Ставропольский педагогический институт, но судьба занесла его вместе с супругой в Иркутск, где проживали ее родители. Там Анатолий служил участковым, а потом дознавателем. По всей вероятности, свой выбор он сделал не случайно, поскольку в роду Павленко были милиционеры. Да еще какие! Двоюродный дядя трудился в столице генералом МВД. Правда, об этом Анатолий не любит распространяться.

И вот именно из Иркутска в 2001 году он на несколько месяцев был командирован в Чечню в составе следственно-оперативной группы. Павленко часто выезжал на так называемые зачистки. Всякий раз, как только силовики получали оперативную информацию о схронах оружия и боеприпасов или о скрывающихся членах незаконных вооруженных формирований, они отправлялись по адресу, рискуя жизнью. Потому что случались и подлые «подставы».

Так произошло в сентябре, когда их ждали на окраине Аргуна. Механизированная колонна следственно-оперативной группы в сопровождении военных еще не успела подъехать к указанному в «оперативке» частному дому, как из него была открыта стрельба из гранатомета по головным автомобилям. В то же самое время с крыш расположенных рядом многоэтажек боевики стали вести огонь и по хвосту колонны. Классическая и очень действенная разрушительная схема.

- Что там творилось - просто немыслимо! Настоящая каша из взрывов, убитых и раненых. Одному следователю осколком оторвало ногу, пулеметными очередями были сражены наповал несколько оперативников, - рассказывает Анатолий Павленко.

И пока военнослужащие отражали атаку, следователи, прокуроры и дознаватели под градом пуль и снарядов сумели эвакуировать в боевые машины раненых и тела погибших. Но когда уцелевший военный транспорт развернулся и стремительно помчался по улицам к месту дислокации своего отдела, то и по пути следования он подвергся обстрелу из окон высоток. В общем, оперативно-следственной группе тогда крепко досталось. Анатолий Васильевич уверен, что выжил лишь чудом, и считает тот день вторым днем рождения.

Своеобразной наградой за проявленную в Аргуне отвагу Павленко было направление на учебу в Московский государственный институт прокуратуры. Ну а памятью о военном прошлом являются для него не только воспоминания, но и ведомственные знаки «За верность долгу», «За участие в боевых действиях» и «За отличие в службе».

Нестандартные «стволы»

Старший следователь следственной части по расследованию организованной преступной деятельности ГСУ ГУ МВД России по СК капитан юстиции Сергей Хомутов.

После учебки для прохождения дальнейшей срочной военной службы Сергея направили в 56-й десантно-штурмовой полк, дислоцировавшийся в Волгоградской области. И уже оттуда добровольцем он отправился в командировку на Северный Кавказ. Это был 2000 год, Чечня. Всего в «горячей точке» он пробыл больше десяти месяцев.

Однажды летом десантники попали под обстрел, который велся из лесного массива. Огонь противника наши военнослужащие подавили, но нужно было проверить, откуда вообще в этом районе взялись «лесные люди» и нет ли поблизости их лагеря. Подразделение, где служил Сергей Хомутов, выполнением такой задачи и занялось. При прочесывании территории обнаружили в яме замаскированный ветками деревьев бандитский схрон. В нем было оружие, боеприпасы и экстремистская литература для зомбирования молодого поколения.

- Мы также обнаружили нестандартные виды «стволов», - вспоминает Сергей Хомутов. - Например, автомат Калашникова, переделанный под стрельбу другими патронами, что давало ему значительное усиление боевой мощи. По мнению военных специалистов, к подобной работе преступники привлекали профессиональных умельцев со стороны.

Кстати, недалеко от схрона был найден и хорошо укрытый от посторонних глаз лагерь боевиков. Посмотреть на их «быт» военачальники пригласили потом журналистов из разных СМИ.

Сергей Хомутов и его сослуживцы из подразделения выполняли и другие задачи. Скажем, десантников сбрасывали с вертолетов на определенные высоты, господствующие над дорогой, по которой должна пройти колонна военных автомобилей. «Голубые береты» занимали выгодные позиции и охраняли военный автопоезд от нападения бандитов.

Демобилизовавшись из армии, Сергей Хомутов окончил Ставропольский филиал Краснодарской академии МВД России по специальности «Правоохранительная деятельность», трудился следователем в Промышленном РОВД и с 1 февраля 2010 года был переведен в ГСУ. Опыт, приобретенный в армии, как он думает, немало полезен и в его нынешней специальности. Прежде всего это отточенная самодисциплина и умение работать в команде.

Горный воздух и медаль

Заместитель начальника межмуниципального отдела МВД России «Георгиевский» - начальник следственного отдела майор юстиции Алексей Чергин.

Юридический факультет Ставропольского государственного университета он окончил с красным дипломом. И в тот же день, даже не побывав на выпускном вечере в СГУ, прибыл на призывной пункт краевого военного комиссариата. «Срочную» служил в сухопутных войсках пулеметчиком.

- Признаться, после университета проходить подготовку в воинской части, куда я был направлен, мне было скучновато. Армейские будни как две капли воды походили друг на друга, - говорит Алексей Чергин. - И, наверное, вот эта монотонность и рутина и побудили меня первым в подразделении написать рапорт о продолжении службы в Чечне, где к тому времени началась «вторая война».

Однако в самый первый день прибытия на территорию локального конфликта юношеский максимализм Алексея Чергина был охлажден трагическим происшествием. Бронетранспортер, в котором он вместе со своими сослуживцами ехал по горной дороге, упал в кювет и опрокинулся. В аварии погиб командир подразделения.

- У меня поначалу стали возникать мысли: дескать, а зачем я сюда прибыл, не лучше было бы все-таки остаться там, на прежнем месте? - вспоминает Алексей Чергин. - Но смог переубедить себя. И действительно, оказалось, что я нужен, востребован и мои усилия по выполнению определенных задач приносят пользу людям.

Алексей Чергин быстро привык к тем условиям, в которых оказался. Чаще ночевал в бронетранспортере, у него появилось много товарищей, ему нравился свежий горный воздух и марш-броски. Конечно, были и военные операции, а за одну из них он награжден медалью «За отвагу». Впрочем, Алексей Чергин не любит об этом рассказывать. Нет, воспоминаний на самом деле хоть отбавляй, но, к сожалению, они связаны либо с полученными его товарищами увечьями, либо с их гибелью. Война есть война.

А после нее он решил попробовать силы на службе закону, тем более что образование позволяло. Попробовал - получилось. И остался.

«Сквозь «горячие точки»»
Газета «Ставропольская правда»
5 апреля 2013 года