Какие транспортные средства с 1 апреля не могут ездить без тахографа на Ставрополье
…Утром – деньги, вечером – стулья или вечером – деньги, а на другой день утром – стулья…
И. Ильф, Е. Петров.
«12 стульев»
Как известно, с 1 апреля меняются правила игры в сфере пассажирских и грузовых перевозок. С этого дня отдельным категориям перевозчиков запрещается выезжать на линию без тахографа. Тахограф - это контрольный бортовой регистрирующий прибор, предназначенный для отслеживания таких параметров, как скорость движения, пробег автомобиля, периоды труда и отдыха экипажа.
Накануне вступления в силу нового требования состоялась пресс-конференция, на которой представители краевых Госавтоинспекции, Ространснадзора и минтранса рассказали, каким транспортным средствам возбраняется с понедельника выходить на линию без тахографов и какое наказание ждет перевозчиков, проигнорировавших требования.
- Тахографами должны быть оснащены все пассажирские транспортные средства, осуществляющие междугородные перевозки на расстояние более 50 километров и имеющие восемь и более пассажиро-мест. И все грузовые авто, полная масса которых превышает 3,5 тонны, – пояснил начальник УГИБДД ГУ МВД РФ по краю А. Сафонов. – Ответственность за несоблюдение этого требования согласно КоАП РФ предусмотрена следующая: на водителя налагается штраф в размере от одной до трех тысяч рублей, на должностных лиц автотранспортного предприятия – от 5 до 10 тысяч рублей. Кстати, хочу отметить, что уже около 80 сотрудников ставропольской Госавтоинспекции прошли соответствующее обучение и получили карты контролеров и, значит, уже с понедельника могут привлекать к ответственности водителей и предприятия как за отсутствие тахометра, так и за попытки «подкорректировать» записи тахографа. Впрочем, хочу сразу предупредить: сделать это практически невозможно – у прибора высочайшая степень защиты от внешнего вмешательства.
Что и говорить, цели, которые государство собирается достигнуть с помощью технической новинки, самые благие. Ведь ни для кого не секрет, что несоблюдение режима работы водителями приводит к тому, что они устают, у них увеличивается время реакции. В результате люди за рулем не успевают своевременно реагировать на сложные дорожные ситуации. Как результат – ДТП с серьезными последствиями. Тахограф же призван помочь избежать подобных проблем. Но дальше начинаются сплошные вопросы, и ответов на некоторые или нет, или они, ответы, вызывают откровенное недоумение.
Во-первых, коснемся денежного вопроса. Сами тахографы – не такая уж новинка в мире российских автопервозчиков. Их установка была рекомендована еще несколько лет назад и давала автотранспортным предприятиям преимущество при участии в конкурсе на осуществление перевозок. Поэтому многие из них уже позаботились об оснащении своих автобусов-грузовиков чудо-самописцами. Хоть и стоило это немалых денег – около 25-35 тысяч. Однако в начале этого месяца Минтранс РФ утвердил новые требования, предъявляемые к прибору. Теперь «правильный» тахограф должен быть оснащен криптовально-шифровальным блоком и системой ГЛОНАСС, все же самописцы, не имеющие этих девайсов, мягко говоря, негодны, их нужно менять. Однако стоимость «правильного» тахографа поражает воображение: вместе с работой по его установке придется выложить около 60 тысяч рублей. Многие ли перевозчики российских глубинок «потянут» такую сумму? Особенно индивидуальные предприниматели. Которым и так родное государство в начале года сделало «подарок» в виде двукратного увеличения годовой суммы взносов в ПФР. И все мы прекрасно знаем, чем это закончилось – массовым закрытием ИП и уходом частного бизнеса в тень. И не приведет ли «обязаловка» по установке дорогущего прибора к еще более массовому оттоку частного бизнеса из «света» в «тень»? Не уверена, что нет.
- Сейчас рассматривается вопрос о предоставлении ИП и АТП субсидий для частичной компенсации затрат по приобретению тахографов, – заверил журналистов заместитель министра транспорта СК Виталий Тальницкий.
Однако все мы знаем, что «рассматривать» такие вопросы можно сколь угодно долго. И итоги рассмотрения могут быть совершенно разными: будет принято решение либо помочь бизнесу, либо оставить его наедине со своими финансовыми проблемами. Все по Ильфу и Петрову: сначала деньги, потом стулья. Вернее, сначала купите тахограф, а субсидию получите позже. Может быть.
Вторая проблема – наличие тех самых «правильных» тахографов. Вернее, их отсутствие. Дело в том, что в массовое производство они не запущены, имеются только опытные образцы российских производителей: то ли трех, то ли четырех фирм, призванных тем не менее оснастить тахографами автопарк всей страны. Когда новинка будет поставлена на поток, история умалчивает. Но оснастить ею надо машины не позже, чем в грядущий понедельник. Впрочем, здесь есть небольшое поле для маневра: можно купить и установить тахограф старого образца – их использование разрешено до 2015 года. А вот через два года, будьте любезны, без всяких экивоков устанавливайте новый, «правильный» прибор. Хотя срок годности «старого», «неправильного», не ограничен и при бережной эксплуатации такой тахометр может служить десятилетия. А ГЛОНАСС и отдельно купить-установить можно. Зачем велосипед «два в одном» изобретать?
Все это наводит на нехорошие мысли: о некой заботе на самом верху, чтобы на российском рынке гос-подствовали именно те самые три-четыре фирмы – производители «правильных» тахографов.
Третья проблема в том, что на сегодняшний день в регионе только 11 организаций занимаются установкой и калибровкой тахографов. Учитывая, что в крае только пассажироперевозчиков около четырех тысяч, можно представить, какие дикие очереди выстроятся на установку и обслуживание тахографов в этих авторизованных сервисных центрах.
В общем, впечатление от всего этого такое: государство в очередной раз поставило бизнесменов перед непростым выбором либо основательно раскошелиться, либо «покинуть помещение». Думаю, многие предприниматели «закроются» или уйдут в тень, другие поднатужатся и изыщут деньги. Чай, не впервой. Да и рынок труда не блещет привлекательными вакансиями.
А вот здесь мы подбираемся к самой сути вопроса: за чей счет будет этот «банкет»? И что-то мне подсказывает, что именно за наш с вами, уважаемые читатели. Потому что, как водится, все расходы бизнес будет компенсировать увеличением стоимости оказываемых услуг, то есть ростом цен на билеты и грузоперевозки.
И еще вот что интересно: не ожидает ли нас 1 апреля транспортный коллапс? Ведь из-за грозящих штрафов многие перевозчики могут просто не выйти на линию. Поживем – увидим. Тем более что ждать осталось совсем недолго.
30 марта 2013 года