15:56, 25 марта 2013 года

Нарушителей правил парковки в Ставрополе контролирует мобильный комплекс «Паркон»

Многие автомобилисты, получив так называемое «письмо счастья», в котором выставлена сумма штрафа за их проделки, вздыхают и безропотно отправляются его оплачивать, понимая, что с высокими технологиями, застукавшими их на месте правонарушения, не поспоришь. Многие, но не все. Некоторые спорить пытаются. В основном по принципу «я не я и лошадь не моя».

Так, в редакцию «СП» с жалобой на якобы неправомерно выписанный штраф за парковку на улице Пушкина Ставрополя под знаком, запрещающим остановку или стоянку транспортных средств, обратился пенсионер Александр Баранов из села Тахта Ипатовского района. Суть его претензий такова: в августе прошлого года он возил свою супругу в диагностический центр на обследование. Припарковаться около медучреждения было негде (в это охотно верится – около «диагностики» и впрямь найти свободное местечко затруднительно), поэтому свое авто Александр Павлович оставил там, где пришлось. А потом ему пришло «письмо счастья» со штрафом в 1500 рублей…

Казалось бы, какие могут быть поводы для недовольства? Нарушил, припарковался в неположенном месте – отвечай. Но у А. Баранова свои резоны: во-первых, пишет он, на фотографиях, содержащихся в постановлении, цитирую: «…видно, что автомобиль не стоит, а выполняет маневр». Далее пенсионер сомневается, что на фото улица Пушкина и вообще его автомобиль: дескать, при нынешних возможностях компьютерной техники «пририсовать» автомобилю-нарушителю чужие госномера проще простого. И, в-третьих, в Ставрополе пенсионер, по его словам, был в августе прошлого года, а на снимках стоит дата совершения правонарушения – 8 октября 2012 года.

*****

Чтобы разобраться в этой истории, я, прихватив присланную пенсионером копию постановления о привлечении к административной ответственности, отправилась в центр автоматизированной фиксации нарушений ПДД (ЦАФ) УГИБДД ГУ МВД РФ по СК.

Сначала поинтересовалась у начальника ЦАФ Игоря Семенова принципом действия «Паркона». Как оказалось, он довольно сложен и прост одновременно.

- Основой комплекса «Паркон» являются видеофиксатор и рабочая станция, на которой выполняется обработка видео, а также модуль навигации ГЛОНАСС/GPS, с помощью которого «Паркон» связывается со спутником и определяет точные координаты места, где находится нарушитель, – рассказал И. Семенов. – Но сначала для эффективной работы комплекса создается «список» участков дорог с запрещенной стоянкой или остановкой, который заносится в память «Паркона». Когда экипаж подъезжает к участку, где, например, действует знак «остановка запрещена», прибор фиксирует регистрационный знак автомобилей-нарушителей. Однако есть и своя тонкость: машина-нарушитель должна дважды попасть в «объектив» комплекса. То есть, говоря проще, сотрудники ДПС, зафиксировав нарушение, возвращаются на этот же участок не раньше чем через 5 минут (время, предусмотренное ПДД, например, для посадки-высадки пассажиров) для так называемой «контрольной съемки». Если при повторном проезде будет зафиксирован тот же автомобиль в том же месте, где он был сфотографирован ранее, то автоматически в центр обработки данных «Парконом» будет направлен «комплект» для вынесения штрафа: две обзорные фотографии, две фотографии автомобиля, время и адрес фотофиксации нарушения.

– Игорь Васильевич, давайте разберем претензию А. Баранова, который утверждает, что автомобиль на фото не стоит под запрещающим знаком, а выполняет некий маневр.

- Давайте. Вот смотрите, на фотографиях указано место, определенное «Глонассом», – это участок улицы Пушкина от Ленина до Мира, где действует знак запрета стоянки или остановки, и время, когда на этом участке машина пенсионера ВАЗ-21214 первый раз попала в объектив «Паркона»: 11 часов 47 минут. А вот контрольная съемка: 11 часов 55 минут. Причем положение авто не меняло, значит, ни о каком маневре речи идти не может.

– Вторая претензия заключается в том, что 8 октября пенсионер в Ставрополе не был. И, значит, нарушить ничего не мог. А вот цифры и буквы в номерных знаках, считает он, и «подкорректировать» можно.

- Корректировать, редактировать, подрисовывать что-то в файлах «Паркона» невозможно по техническим причинам. Файл, в который заложена масса данных, формируется как единое целое. Причем формируется не человеком, а комплексом и является «закрытым» файлом, не допускающим никакого вмешательства. В нем ничего невозможно изменить. Оператор центра обработки данных, куда передаются файлы с фотографиями автомобилей-нарушителей, только распечатывает электронный вариант на бумажный носитель и отправляет «письмо счастья». А насчет даты совершения правонарушения два варианта. Или А. Баранов лукавит, что он не был в этот день в Ставрополе, или за рулем его авто в тот день сидел другой человек: сын, внук, племянник. Возможно, именно он и поставил авто под запрещающим знаком, однако по закону штраф за правонарушение, зафиксированное специальными техническими средствами, «выписывается» владельцу транспортного средства, а не тому, кто им управлял. Так что Александру Павловичу, может, есть смысл разобраться с теми людьми, кому он доверяет садиться за руль своей машины?

– Ну и последний вопрос. Как быть, если авто, например, сломалось по закону бутерброда именно в зоне действия знака, запрещающего стоянку или остановку, а мимо едет экипаж с «Парконом»? Человеку тоже придется платить штраф?

- Не придется. Ведь согласно ПДД в случае каких-то поломок, ДТП и прочих автонеприятностей водитель должен включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки. А эти опознавательные сигналы, как вы понимаете, очень хорошо будут видны на фотографии. Ну а если эти условия водитель не выполнил, никто не виноват.

Ульяна УЛЬЯШИНА
««Письмо счастья» от робота»
Газета «Ставропольская правда»
26 марта 2013 года