15:57, 27 февраля 2013 года

Социумы обезьян и человека имеют большие сходства

C тех пор как Жорж Луи Бюффон в конце XVIII века впервые высказал мысль, человек может быть потомком обезьян, а затем Чарльз Дарвин сформулировал основные теории эволюции, прошло много времени. Но далеко не все люди готовы принять многочисленные научные факты, говорящие о том, что мы на самом деле не «венец творения», а часть животного мира. Исследования обезьян, их поведения, экологии, биологии только добавляют фактов в пользу того, что мы и обезьяны – довольно близкие родственники. Исследования приматов, которые много лет проводят специалисты из американского Университета Дьюка, похоже, говорят в пользу этого провокационного утверждения.

Одно из исследований проводилось на группе обезьян, за которой ученые наблюдают с 1938 года. Тогда привезенных из Индии макак-резусов поселили на небольшом острове у побережья Пуэрто-Рико. Обезьяны живут в практически естественной обстановке, если не считать присутствия зоологов.

За 75 лет наблюдений макаки стали героями не одного десятка научных трудов. Одно из последних исследований касается социальных связей, возникающих внутри сообщества. Ученые с дотошностью хороших детективов отслеживали контакты каждого животного: кто с кем дружит, а с кем лишь здоровается, у кого сколько врагов и т. д.

Самое интересное началось тогда, когда зоологи совместили социальное поведение животных с их родословными, которые на протяжении долгих лет строго фиксировались. Оказалось, что в популяции есть две крайности: макаки были либо дружелюбны, либо агрессивны, а равнодушие и игнорирование окружающих встречается редко. И семьи обезьяны создают, как правило, с себе подобными – либо дружелюбными, либо агрессивными. Ученые сделали вывод – вне зависимости от того, как эмоционально окрашены социальные контакты, они способствуют продолжению рода. А вот безразличные к сородичам особи с точки зрения создания семьи других макак не интересуют. Кроме того оказалось, что чем более разветвленные социальные связи у животных, тем больше они оставляют потомков.

Помимо социальных предпочтений и родственных связей ученые проанализировали два гена, которые обеспечивают транспорт нейромедиатора серотонина. Также как и у людей, у макак низкий уровень серотонина коррелирует с повышенной агрессией.

Другие исследования проводилось на карликовых шимпанзе бонобо. Эти обезьяны вместе с обыкновенными шимпанзе, гориллами и людьми относятся к подсемейству гоминид (Hominidae).

Представьте, что вам нужно разделить, скажем, большой вкусный торт между разными людьми. Наверняка первый кусок вы предложите кому-то из знакомых. Бонобо удивили исследователей тем, что предпочитают делиться едой с незнакомцами, тем самым расширяя свои социальные связи.

Бонобо (Pan paniscus) вполне терпимо относятся к чужакам, особенно по сравнению со своими ближайшими родственниками – шимпанзе (Pan troglodytes). В сообществах бонобо не такая строгая иерархия, и зачастую главенствующее положение занимают самки, а не самцы, как у шимпанзе. Исследователи считают, что, возможно, бонобо делятся пищей с целью получить выгоду в будущем. А может быть в таком поведении стоит искать и истоки человеческого альтруизма.

по материалам журнала «Наука и жизнь»