Бывший подводник так и не получил компенсацию за строительство жилья на Ставрополье
Напомню, о чем шла речь (см. «СП» от 21.01.2012, «Куда деться с подводной лодки?»). Александр Иванович свыше 30 лет служил на флоте. В 1991-м, после увольнения в запас капитаном третьего ранга, выбрал постоянным местом проживания славный город Светлоград. Как положено, встал в очередь на получение жилья, но, хоть и имел льготы по Закону «О статусе военнослужащих», их не получил. Местные власти ссылались на то, что нет денег на строительство. Мучкин привык принимать решения в сложных ситуациях, в том числе боевых, правда, обычно это касалось учений. А тут, подумаешь, мирная жизнь! И он стал возводить для своей семьи дом на собственные деньги. В городской администрации, по словам Александра Ивановича, пообещали, что как только средства появятся, так сразу же компенсируют затраты или выделят квартиру.
Через четыре года ему и еще четырнадцати очередникам власти предложили получить 70 процентов от стоимости положенного жилья. Но тут помешал... Басаев. Он со своей бандой натворил много бед в Буденновске, и государству нужно было выплачивать компенсации пострадавшим во время теракта. В «доле» оказался и Светлоград, поэтому в горадминистрации Мучкину объяснили, что деньги пошли именно на эти цели и просят извинить. А потом начались метаморфозы. В 1997-м Александр Иванович был первым в жилищной очереди офицеров запаса. Причем дом он уже достроил, но по денежным причинам не мог сдать его в эксплуатацию. На тот момент сменились главы городской и районной администраций, и вот в январе 1998-го его из очереди исключили. Причина? Дескать, жилье есть, что еще надо? А компенсация... э-э-э, какая компенсация?
На защиту бывшего штурмана-подводника встал Петровский районный суд, восстановив Мучкина в очереди. Казалось бы, справедливость восторжествовала. Но нет, хеппи-энда не получилось. Уже пятнадцатый год (!) Александр Иванович переписывается с великим множеством различных инстанций, включая Госдуму РФ и Администрацию Президента страны.
- Никогда не думал, что столько времени в своей жизни посвящу эпистолярному жанру, - признается Мучкин. - Нужно заметить, что иногда мои письма вызывают и действенную реакцию. Вот, например, год назад заместитель прокурора Петровского района внес представление об устранении нарушений закона главе администрации Светлограда. Нарушения заключались в том, что городские власти не направили в министерство строительства и архитектуры СК сведения о предоставлении мне единовременной денежной выплаты. Администрация «исправилась» и отрапортовала, что представила министерству копию моей просьбы-заявления.
Примечательно, что после этого краевой минстрой рекомендовал Светлограду повторно рассмотреть вопрос о снятии бывшего подводника с очереди граждан, уволенных с военной службы и нуждающихся в улучшении жилищных условий. А «Ставрополке» тогда в министерстве пояснили, что «законодательством предусматривается предоставление единовременной денежной выплаты в счет оплаты расходов по строительству объекта индивидуального жилищного строительства и в этом случае средства перечисляются на счет индивидуального лица. Но предоставление компенсации за уже построенное жилое помещение действующим законодательством не предусмотрено».
Самое грустное, что все годы, пока Александр Иванович добивался своей правды, ему никто не удосужился этого сказать, а наоборот, обещали разобраться в проблеме. Даже один из бывших заместителей председателя краевого правительства, направляя письмо в минтруд СК и главе Петровской районной государственной администрации, так и начертал: «Этот вопрос необходимо решить!».
Неприглядная получается картина: человек более 30 лет защищал покой страны, и за это государство брало на себя обязательства обеспечить его жильем. Но у государства случились трудности, и человек пошел ему навстречу. Он при этом помог себе, помог Светлограду, сняв с плеч власти бремя обеспечения квартирой семьи Мучкиных. По совести и по справедливости надо было бы решить вопрос о компенсации его усилий. Но в ответ - чиновное: «законодательство не предусматривает». По форме, может, и верно, но по сути - издевательство.
Год назад я закончил публикацию о мытарствах экс-штурмана тем, что он ждал ответа от краевой прокуратуры, после которого и планировал действовать дальше. Такой ответ был им получен. Начальник отдела по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, законностью правовых актов О. Соничева информировала Александра Ивановича, что он включен в сводный список некоторых категорий граждан, уволенных с военной службы, под номером три. Список утвержден постановлением краевого правительства от 07. 07. 2011 г. № 259-п в соответствии с порядком предоставления жилых помещений и единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилья.
Но вот в январе 2013 года министерство строительства и архитектуры СК сообщило Мучкину, что он исключен Светлоградской администрацией из списка первоочередников еще в декабре 2009 года. И об том, утверждает Александр Иванович, власть его в известность не поставила.
Да, такие маневры достойны «восхищения» (в кавычках, конечно). Если б нечто подобное по своей запутанности, неопределенности и противоречию имело место на флоте, потенциальный противник наверняка был бы сбит с толку. А посему, как это ни печально и ни обидно, и сегодня Мучкин вынужден задаваться риторическим вопросом:
- Куда ж мне деться-то с «подводной лодки»?
22 февраля 2013 года