Почему ставропольские предприниматели массово отказываются вести бизнес
Причины такого положения дел журналистам в рамках пресс-конференции удалось обсудить с уполномоченным при губернаторе края по защите прав предпринимателей Николаем Сасиным и руководителем краевого управления Федеральной налоговой службы Владимиром Воронковым.
Статистика говорит, что многие ставропольские предприниматели начали сворачивать дела. Так, по данным краевых налоговиков, за последние два с половиной месяца - с 1 декабря прошлого года - прекратили деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей более 9,6 тысячи человек. Причем более пяти тысяч из них «сидели» на так называемых специальных режимах налогообложения, и есть веские основания предполагать, что именно по ним рост страховых взносов ударил больнее всего. Это в основном небольшие предприятия со скромным оборотом, для которых увеличение ежегодных отчислений с 17,2 тысячи почти до 35,7 тысячи рублей является существенным. Потому в российских регионах, особенно в глубинке, вполне можно ожидать роста социальной напряженности, отметил Н. Сасин.
Конечно, нельзя отрицать того, что закрываются прежде всего так называемые «спящие» фирмы, которые не ведут активную деятельность, а зарабатывают на разовых заказах. Однако, по словам Н. Сасина, вынуждены уходить в подполье и крепкие предприятия: «Это как сообщающиеся сосуды: если мы наблюдаем тенденцию убывания легального сектора, то теневой в это время только прирастает».
Ради покрытия дефицита Пенсионного фонда не убиваем ли курицу, которая несет золотые яйца? Отвечая на этот вопрос, В. Воронков сразу отметил, что о появлении больших «дыр» в казне не может идти речи. Наметившаяся в среде индивидуальных предпринимателей тенденция грозит прежде всего серьезными социальными последствиями. Ведь сворачивание собственного дела зачастую становится потрясением для целых семей, заставляющим их серьезно пересматривать планы на будущее. Бюджет же, по подсчетам налоговиков, от «исчезнувших» бизнесменов потеряет около 28 миллионов рублей. Между тем годовые поступления в консолидированный бюджет края составляют 41 миллиард рублей.
Глава краевого управления ФНС также отметил следующий момент: массовое снятие с налогового учета индивидуальных предпринимателей нельзя связывать исключительно с ростом страховых взносов. Немалая доля тех, кто якобы отказывается от своего бизнеса, работали в сферах розничной торговли и перевозки пассажиров. Не исключено, что торговцев испугали другие недавние новации. Что же касается таксистов, то здесь, понятно, причины иного характера: «СП» много писала об упорном нежелании перевозчиков перекрашивать свои автомобили в желтый цвет. Потому, предположил В. Воронков, это все может быть лишь временным явлением, рано говорить о катастрофе.
Более того, как прозвучало, сам по себе рост страховых взносов не повод сразу задумываться о закрытии бизнеса. В налоговом законодательстве есть тонкости, которыми нужно уметь воспользоваться для уменьшения бремени на бизнес. В частности, предпринимателям, применяющим отдельные виды специальных налоговых режимов, дано право уменьшать подлежащие уплате налоги на суммы уплаченных страховых взносов. Разъяснения по этим вопросам можно получить в налоговых инспекциях. Налоговики готовы консультировать и объяснять, заверил В. Воронков, порекомендовав предпринимателям также заглянуть на сайт налоговой службы, где можно найти немало полезной информации и онлайн-сервисов.
Вместе с тем, добавил Н. Сасин, предпринимательское сообщество региона настроено добиться послаблений - с помощью общественных объединений бизнесменов есть возможность направить соответствующие предложения федеральным властям. К примеру, было бы логично каким-то образом дифференцировать размеры страховых взносов, облегчив тем самым деятельность молодых предпринимателей и микробизнеса.
В продолжение темы был поднят вопрос о том, насколько активно предпринимательский сектор погашает долги перед казной. Было отмечено, что в результате комплекса мероприятий по взысканию и урегулированию задолженности в бюджет поступило около 8 миллиардов рублей.
21 февраля 2013 года