Почему нас не учат учиться?
Бисмарк говорил: «Войны выигрывает школьный учитель». Основы будущей ментальности формируются с самого детства. В ходе реформ российская система образования должна претерпеть изменения и соответствовать европейским стандартам, в основе которых лежит самообразование. С позиции авторов реформ, подобные меры должны принести быстрые и заметные результаты. Однако отнюдь не каждый ребенок отдает себе отчет, что для него важнее корпеть над учебниками, чем лишний раз погонять в футбол со сверстниками или сшить кукле новое платье.
«Это нужно не мне, это нужно вам» - одна из самых популярных фраз школьного учителя на уроках. Государство платит ему за количество отработанных урочных часов, практически не учитывая, что кто-то из учеников не успел усвоить материал за 40 минут и ему требуется дополнительная консультация, за которую зарплата не предусмотрена. И это касается не только современной школы, но и вузов, где студенты досыта хлебнули из чаши нововведений.
В 2009 году Государственная Дума приняла закон, согласно которому ЕГЭ стал обязательным. Преимуществом тестовой системы оценивания является то, что результаты не только завершают школьное образование, но принимаются в качестве вступительных в вузы и техникумы. Вроде бы с плюсами все.
Однако современный ЕГЭ в большинстве случаев является своеобразной рулеткой: пан или пропал. Мнение многих знакомых мне студентов на этот счет довольно критическое. Проще ответить на вопрос, почему Фонвизин считает, что человек без души - зверь, чем, как в анекдоте, вспоминать, какого цвета глаза у лошади поручика Ржевского. Я опросила 50 студентов, и 47 из них считают более приемлемой экзаменационную форму, существовавшую до введения Единого госэкзамена. Преподаватели, по большому счету, согласны с молодежью, ведь теперь вместо передачи знаний идет элементарное натаскивание к ЕГЭ. Мы же не киборги, в самом-то деле!
Следующая наболевшая проблема, на мой взгляд, кроется в системе высшего и среднего профессионального образования. Не будем говорить о взятках при поступлении, это тема отдельного разговора. С коррупцией наша страна борется достаточно давно, но, к сожалению, пока практически безрезультатно.
Преподавательский состав старой закалки, который умеет и хочет учить, массово уходит из системы. На их место приходит молодое поколение, цель которого - получить зарплату побольше, а проблем поменьше. Лишь у единиц профессиональная компетенция соответствует требуемому уровню. Есть, есть ценные кадры преподавателей, они за небольшую зарплату вкладывают душу в обучение студентов и сетуют на систему, которая учит людей жить по шаблонам, лишает молодежь творческого потенциала, доводя до автоматизма и тупого зазубривания. Приведу мнение профессора одного из современных вузов: «Образование находится в глубоком кризисе. Слепое следование Болонской системе приводит к разрушению традиционной системы российского образования». Прошу заметить, эти слова сказаны прекрасным педагогом высшей школы, отдавшим всю сознательную жизнь своему делу.
А вот мнение студентки по этому же поводу: «На мой взгляд, в основе учения лежит вкладывание знаний в головы, а не швыряние их в воздух, на произвол судьбы... Самообразование - хорошая вещь, но в том случае, если обучаемые к нему готовы. В сегодняшней ситуации лишняя нагрузка будет привносить лишь непонимание, раздражение и восприниматься в штыки».
Где, укажите нам, Отечества отцы, которых мы принять должны за образцы? Почему материальные ценности затмили стремление человека нести в мир добро? Почему нас не учат учиться, а учат функционировать в какой-либо сфере деятельности? Кто даст ответы на эти вопросы? Я уже над этим думаю...
20 февраля 2013 года