11:03, 5 января 2013 года

Ветеран ВОВ и Погранвойск КГБ Анатолий Волков отметил 85-летие

Толику было всего 13 лет, когда немецко-фаши­ст­ские захватчики вторглись в нашу страну. И хотя родная деревня Анисимово Вологодской области находилась очень далеко от театра военных действий, дыхание войны почувствовалось сразу. Практически все мужчины и парни призывного возраста отправились на фронт. Ушли воевать и братья Анатолия Александр и Иван. Первый из них пропал без вести под Ржевом, второй был тяжело ранен под Борисоглебском и скончался в армейском госпитале. Погиб и муж сестры Николай.

Понятным было желание парнишки отомстить фашистам. Решил он потихоньку осваивать военное дело, научился неплохо стрелять из винтовки.

Едва Анатолию исполнилось 17 лет, его вызвали в районный военкомат. Военком сказал:

- Волков, так как у тебя погибли два брата, мы направим тебя в хорошую часть.

Так в начале декабря 1944 года началась для парнишки служба ратная. Попал он в 73-й железнодорожный полк НКВД, выполнявший задачи по охране железных дорог в белорусском городке Кричеве.

В самом конце войны их часть перебросили в Брянскую область. Там они охраняли деревянный мост через Десну (старый, основательный, по приказу Сталина был взорван еще летом 1941 года). Разве тогда бойцы могли себе представить, что скоро у них появится возможность встречать поезд самого Верховного Главнокомандующего.

Как потом выяснилось, в начале июня 1945 года встал вопрос о том, каким образом Сталину отправляться на Потсдамскую конференцию держав-победительниц. Как именно ему преодолеть расстояние в 1923 километра между Москвой и Берлином? Учитывая предпочтения вождя, стали готовить путешествие по железной дороге.

- Службу мы тогда несли по усиленному варианту, буквально на износ, - вспоминает Анатолий Волков. - В течение месяца стоя­ли на постах по 12 часов в сутки. Несколько раз приезжал с инспекцией сам Берия. До сих пор холодок идет по спине, когда вспоминаю о колючем и довольно неприятном взгляде Лаврентия Павловича. Наше подразделение находилось на станции Выгоничи, каждый километр контролировали от шести до 15 человек. Мы стояли с двух сторон пути на расстоянии прямой видимости.

Стоит отметить, что в обеспечении безопасности путешествия Сталина приняли участие около 17 тысяч бойцов войск НКВД и 1515 человек оперсостава. На станциях мобилизовали всю местную милицию. А были ведь еще армейские бронепоезда, а также привлеченные части Московского и Белорусского военных округов.

- И вот наступил долгожданный момент – день, когда на горизонте замаячили сразу три состава, - продолжает воспоминания ветеран. - Передовой поезд вез около полусотни оперативников управления охраны, а состав, который был сзади, «населяли» еще 70 бойцов НКВД. Сталинский поезд состоял из нескольких бронированных салон-вагонов, а также вагонов для охраны, штаба, гаража (в нем находились два сталинских бронированных «Паккарда»), ресторана и продуктов. Сопровождали состав 80 офицеров охраны. Были в нем и две платформы с зенитными установками. Прямо гора упала с плеч, когда закончили выполнение столь ответственной задачи. Кстати, всему личному составу командир части объявил благодарность. Это было мое первое поощрение за время службы.

...После победного 45-го еще четверть века отдал службе Отечеству Анатолий Волков. Был он и стрелком на одной из застав Брестского пограничного отряда, телеграфистом... Последние 15 лет служил на Балтике старшим боцманом, старшиной на пограничном сторожевом катере. Службу закончил в звании мичмана в должности главного корабельного старшины, имеет ряд наград.

После увольнения в запас Анатолий Волков более 40 лет живет в Ставрополе. Пока позволяло здоровье, трудился в совхозе «Ставропольский» штукатуром, маляром, каменщиком.

В день 85-летия ему было очень приятно получить поздравительную открытку, подписанную начальником УФСБ России по Ставропольскому краю генерал-майором Николаем Панковым.

Виктор МОСКАЛЕНКО
«Судьбы простое полотно»
Газета «Ставропольская правда»
5 января 2013 года