Главный ветинспектор Ставрополья Александр Трегубов комментирует ситуацию с африканской чумой свиней
- Александр Николаевич, некоторые СМИ и интернет-сайты в своих сообщениях однозначно утверждают: на Ставрополье зафиксированы очаги африканской чумы свиней. Насколько это соответствует действительности?
- Считаю это утверждение ошибочным. Очаг африканской чумы свиней - это слишком громко сказано. Он может регистрироваться на ферме, в отдельном комплексе, ЛПХ, где имеются больные АЧС свиньи. А что имеем мы? Подворье в Благодарненском районе, на котором почти месяц нет поголовья. Отсутствие информации о течении болезни, ее проявлении, отсутствие характерных для этой хвори признаков в животных и еще много чего крайне необходимого для постановки однозначного диагноза. В данном случае нет новых случаев заболеваний, падежа животных, а значит, и оснований для принятия радикальных решений и установления экономической блокады в районе и крае. Мы говорим только об инфицированном объекте. Вообще, как известно, наш край, как и многие другие регионы страны, где возникала АЧС, был, есть и будет являться территорией с потенциально высокой степенью угрозы возникновения данного заболевания.
Что касается ситуации по Труновскому району, то мы также приняли решение считать инфицированным объектом и полигон твердых бытовых отходов близ села Донского, где были обнаружены павшие свиньи, в результате исследований которых был обнаружен ДНК вируса АЧС. Установить владельца выброшенной живности, к сожалению, не удалось. Пользуясь случаем, хотел бы обратиться ко всем, кто занимается выращиванием свиней. Мы никогда не избавимся от этой заразы, если будем сами ее распространять. Напомню еще раз всем о необходимости обязательного информирования госветслужбы о случаях падежа и заболевания свиней.
- То есть повода говорить о введении в двух районах Ставрополья режима чрезвычайной ситуации нет?..
- Да, вы правы. Сегодня мы не видим оснований для введения в этих районах спецрежима с вытекающими из него довольно жесткими мероприятиями, которые, как того требуют правила, проводятся по локализации очага, вплоть до уничтожения свинопоголовья в личных подсобных хозяйствах населения первой угрожаемой зоны. Такая печальная участь, напомню, постигла жителей Кочубеевского района в начале года. Но ситуация действительно сложная, и, если, не дай бог, возникнет необходимость, мы будем просить губернатора об официальном принятии таких спецмер в этих двух территориях, где, напомню, определено два инфицированных объекта, но ни в коем случае не очага, как это ошибочно расценили некоторые журналисты и интернет-сайты.
В то же время последние случаи с обнаружением генома АЧС в павших животных наделали достаточно много шума в соседних регионах, поставив под угрозу стабильную работу наших ведущих предприятий. К примеру, в первые дни после данного инцидента Ростовская область отказалась закупать продукцию Благодарненского птицекомбината. Представьте себе, это предприятие в сутки выпускает более 800 тонн продукции. Подобное произошло и в Труновском районе. От края стали отворачиваться постоянные партнеры по закупке нашего продовольствия. Пока нам удается убеждать потребителей наших продуктов питания в других территориях, что массового распространения АЧС в данном случае нет и не было. В итоге все деловые связи восстановлены, наши предприятия работают в прежнем режиме по поставкам мясных ресурсов по стране.
- Кстати, на Ставрополье тоже официально запрещен ввоз продуктов свиноводства из ряда российских регионов.
- Да, под табу попало семь территорий, где «бушевала» АЧС. Прежде всего в защитных целях мы вышли с таким предложением к нашему губернатору, который нас полностью поддержал, утвердив список регионов, откуда запрещен ввоз живых свиней, продукции из них, а также кормов для свиноводства.
- Что делается сейчас государственной ветеринарной службой в Благодарненском и Труновском районах?
- В первую очередь мы провели мероприятия по обеззараживанию территории инфицированных объектов. Силами специалистов администрации муниципального образования и государственной ветеринарной службы организуются подворные обходы соседних населенных пунктов Красноключевского сельсовета – хуторов Алтухов, Дейнекин, Гремучий, Красный Ключ - с целью пересчета поголовья свиней и контроля за их клиническим состоянием. Аналогичная работа проводится и в Труновском районе. По поручению заместителя председателя правительства СК Николая Великданя организовано расследование по факту падежа свиней на подворье в хуторе Алтухове, в котором задействованы представители управления ветеринарии СК, Россельхознадзора, управления ФСБ РФ по СК, прокуратуры. Новых фактов, свидетельствующих о причинах массового падежа свиней, установлено не было.
Сегодня за поголовьем свиней, содержащихся в ЛПХ вышеупомянутых населенных пунктов Труновского и Благодарненского районов, постоянно наблюдают специалисты государственной ветеринарной службы. За эти дни случаев заболевания или падежа поголовья не выявлено. Тем не менее на инфицированных объектах, как и полагается, введен временный карантин. Сделано это в рамках мероприятий по недопущению распространения АЧС на территории края.
- Александр Николаевич, не могу не спросить вас еще об одной нашумевшей истории. Как говорится на официальном сайте Россельхознадзора по СК, мировой суд Ленинского района Ставрополя на днях признал вас виновным в совершении некоего административного правонарушения, приговорив к уплате штрафа в размере 6000 рублей. Что это за история, в чем же именно вас обвиняют?
- Я, так же как и вы, узнал об этом из СМИ, а точнее, на официальном сайте управления Россельхознадзора по СК, где размещено постановление мирового судьи судебного участка № 1 Ленинского района г. Ставрополя, которое я по настоящее время так и не получил. Краевое управление Россельхознадзора возбудило в отношении меня административное дело по части 2 статьи 19.4.1 КоАП РФ - по итогам проверки нашего ведомства в августе. Как говорится в постановлении суда, я «воспрепятствовал законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора) по проведению поверок, что повлекло невозможность их проведения», не предоставив необходимых документов. О каких бумагах идет речь, мне до сих пор не понятно. А если какие-то документы и не были представлены, то их либо не существует, либо требовать их у управления ветеринарии выходило за пределы полномочий Россельхознадзора.
В любом случае в этом должен разобраться суд. Мы уже подали апелляционную жалобу на данное постановление мирового суда. Почему-то о дне слушания я не был уведомлен, решение было вынесено без моего присутствия. Все это выглядит, мягко говоря, странно. Хочу заметить, что, к сожалению, подобная практика судебных тяжб с ветеринарной службой края в последнее время становится странной тенденцией. Вот еще один свежий пример. Инспекторы Управления Россельхознадзора по СК возбудили дело об административном правонарушении по статье 19.4.1 части 2 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении ГБУ СК «Георгиевская районная станция по борьбе с болезнями животных». Мировой судья судебного участка № 1 г. Георгиевска и Георгиевского района вынес постановление, признав учреждение виновным в совершении административного правонарушения, оштрафовав на 20 тысяч рублей. Посчитав это решение необоснованным и незаконным, руководство станции обратилось в суд с апелляционной жалобой. В итоге Георгиевский городской суд отменил вердикт своих коллег, а производство по делу прекратил в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Подобная практика, кстати, сегодня встречается во многих регионах страны. Ветеринарная служба вынуждена обращаться в суды, доказывая свою правоту. И это очень отвлекает нас от работы. Недавно руководство Москвы и Санкт-Петербурга обратилось в Правительство РФ с просьбой о передаче части полномочий соответствующих федеральных органов исполнительной власти на 2013-2015 годы, дабы уйти, по сути, от двойного дублирующего государственного надзора, упростив эту работу и в то же время повысив ее эффективность. Ведь недаром же говорят: «У семи нянек дитя без глазу». Сейчас Министерство регионального развития России разрабатывает пилотную программу по передаче органам исполнительной власти в регионах ряда функций с целью апробирования децентрализации федеральных полномочий в четырех сферах, одна из которых - федеральный ветеринарный и карантинный фитосанитарный надзор. В пилотный проект включено пять регионов: Новосибирская, Ростовская, Челябинская области, Хабаровский и Ставропольский края.
11 декабря 2012 года