О планах и задачах краевого казначейства рассказал руководитель ведомства Игорь Тапсиев
- Сегодня в цивилизованном мире казначейская система исполнения бюджета успешно работает в крупнейших странах мира, таких как США, Великобритания, Франция, Швеция и других. И, как показывает практика, в том числе наш опыт работы, лучшего способа рачительного расходования казенных средств на сегодняшний день нет.
- Наверное, первые казначеи появились с возникновением денег?
- По крайней мере, в России первое упоминание о казначеях встречается уже в документах XV века. По мере совершенствования экономических отношений в царской России развивалась система приказных учреждений. С 1682 года была проведена реформа финансово-бюджетной сферы в рамках централизации власти в стране. В начале XVIII века для приема, хранения и выдачи казенных сумм учреждены столичные, губернские и провинциальные казначейства. Институт казначейства в России всегда выполнял государственные функции, был ее становым хребтом и появлялся на вновь приобретенных окраинах империи вместе с первыми генерал-губернаторами. Архивные документы свидетельствуют о богатой истории финансовых учреждений Ставрополья. В 1786 году была открыта Кавказская казенная палата, появились уездные казначейства. В Ставрополе открытие уездных и городских присутственных мест, в том числе уездного казначейства, состоялось в феврале 1786 года. Уездным казначейством осуществлялись прием платежей, исполнение расходов, производство дел, ведение книг по счетоводству и отчетности и т. д. При вступлении в должность все чиновники давали «клятвенное обещание», что принимают на себя обязанность «верно и нелицемерно служить, поспешествовать всему, что к верной службе и пользе государственной во всех случаях касаться может…»
После Октябрьской революции все структуры казначейства прекратили свое существование. Кассовые функции казначейств отошли к местным отделениям Народного банка, затем осуществлялись специальными приходно-расходными кассами Наркомфина, затем выполнялись учреждениями Госбанка.
В 90-е годы прошлого века с принятием Закона «О ЦБ России» резко снизилась приоритетность вопросов контроля за исполнением бюджета. В такой ситуации с учетом отечественной практики и международного опыта восстановление казначейского исполнения бюджета представлялось единственно верным решением. Датой создания органов Федерального казначейства на Ставрополье мы считаем 26 февраля 1993 года. И гордимся, что наш регион один из первых внедрил в практику казначейскую систему исполнения бюджета. Решение задач по организации и размещению органов казначейства по краю, формированию кадрового состава, техническому оснащению ведомства легло на плечи первого руководителя УФК по СК Михаила Павловича Максименкова. Событием стало совершение первых операций со средствами федерального бюджета по финансированию бюджетополучателей — на тот момент их было всего семь. 8 августа 1994 года управлению и отделениям по краю первым в России было предоставлено право на открытие счетов по учету и распределению налогов и сборов, распределению их по уровням бюджетной системы. Расширение сферы деятельности управления проходило поэтапно. В числе первых ставропольские казначеи разработали и внедрили программные продукты «Доходы» и «Расходы». К нам обращались за опытом представители других субъектов Федерации. Органы Федерального казначейства по краю начали осуществлять взаимодействие между бюджетами всех уровней. Налажено информационное взаимодействие с налоговыми органами. В 1996-1997 годах создана ведомственная сеть Федерального казначейства, построенная по технологии INTRANET. Приступили к финансированию расходов федерального бюджета через лицевые счета получателей, открытые в органах Федерального казначейства, что позволило охватить предварительным и текущим контролем 100% расходов получателей средств федерального бюджета. В ноябре 1999 года ставропольское управление включено в состав участников электронного документооборота сети Главного управления Центрального банка РФ по Ставропольскому краю (ГУ ЦБ РФ по Ставропольскому краю).
- С вступлением в 2000 году в действие Бюджетного кодекса начался новый этап современной бюджетной реформы. Игорь Сергеевич, как это событие сказалось на делах казначейских?
- Закон расставил недостающие точки над «i», четко определил участников бюджетного процесса, их права и ответственность. Органы казначейства по краю приступили к обслуживанию счетов субъекта, местных бюджетов в части средств, поступающих из федерального бюджета, по отдельным видам расходов, в частности на программы развития региона. Было продолжено внедрение новых технологий, развитие единой информационной и телекоммуникационной системы, укрепление материально-технической базы органов казначейства. Решение этих и многих других задач пришлось на период руководства управлением Раисы Андреевны Жильцовой.
К концу 2001 года была выполнена задача по переводу на обслуживание в органы Федерального казначейства практически всех получателей средств федерального бюджета, расположенных на территории края, в том числе войсковых частей и учреждений Минобороны РФ. К концу 2002 года управление внедрило технологию единого счета по учету и распределению доходов. Подводя итоги первого десятилетия, отрадно было отметить, что благодаря казначейским технологиям в прошлом остались безденежные зачеты, бартерная форма уплаты налогов, различные формы финансирования, работа без инструкций по бухучету, неутвержденные отчеты об исполнении бюджета. Внедрена очень важная с точки зрения экономических последствий работа по контролю за обязательствами.
Большая работа проведена и за последнее десятилетие. Можно много говорить о внедрении новых технологий систем электронного документооборота с применением систем защиты электронной цифровой подписи, завершен перевод отделений ФК по краю в режим работы единого счета по средствам федерального бюджета. Начата работа по кассовому обслуживанию бюджета субъекта и бюджетов 330 муниципальных образований, начали исполняться функции по ведению реестра госконтрактов, заключенных от имени Российской Федерации. Итак, можно сказать, что созданы условия для эффективного контроля за полнотой и своевременностью зачисления доходов в бюджеты и целевым характером расходов, эффективного управления средствами федерального бюджета на едином счете Федерального казначейства, формирования бюджетной отчетности с полным охватом операций по исполнению бюджетов. Обеспечено ведение сводного реестра участников бюджетного процесса федерального уровня в направлениях, определенных рядом решений президента страны.
- Игорь Сергеевич, если обратиться к истории, то в 90-е казначейство предотвратило рассыпание финансовой системы, неразбериху, связанную с отсутствием оборотных средств у предприятий. Но стране было суждено пережить еще один кризис в 2008-2009 годах.
- Это было непростое время. Но, учитывая, что основы были заложены крепкие для полноценного функционирования системы казначейского исполнения бюджета, это позволило обеспечить бесперебойную выплату заработной платы, не допустить «зависания» каких-либо средств. Нам удалось не допустить ситуации, как это было в 1998 году, когда коммерческие банки пострадали и потеряли государственные деньги. Это испытание еще раз подтвердило правильность избранного пути. И сегодня перво-очередной задачей казначейства остается постоянное повышение качества выполняемых государственных функций через максимальную автоматизацию процессов, применение самых передовых и востребованных в мире технологий, упрощение административных и технических процедур. В рамках стратегической карты Казначейства России на 2010-2015 годы в качестве стратегических задач обозначены обеспечение прозрачности и доступности информации, создание условий для интеграции процессов управления госзакупками и исполнения бюджетов, повышение эффективности управления финансовыми ресурсами, развитие «электронного казначейства».
- В прошлом году, когда вы были назначены руководителем УФК по СК, мы беседовали на тему тотальной автоматизации всех казначейских операций. Успешно реализуется проект «электронного казначейства». Не случайно доверие к работе органов Федерального казначейства возрастает. Об этом свидетельствует, в частности, решение органов исполнительной власти о переводе краевого и местных бюджетов на полное кассовое обслуживание в УФК.
- Свои стратегические задачи казначейство выстраивает из задач, предусмотренных в федеральном бюджете на 2012 и последующие 2013-2014 годы и в Бюджетном послании Президента России. Одной из них является обеспечение прозрачности и доступности информации о состоянии общественных финансов, в частности развитие официального сайта РФ для размещения информации о государственных (муниципальных) закупках. Выполнив задачу по созданию единого сайта РФ, мы перешли к внедрению сайта государственных и муниципальных учреждений. Сегодня этот информационный ресурс уже выполняет поставленную перед ним задачу. В настоящее время УФК принимает участие в реализации отдельных положений Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а именно регистрации корпоративных заказчиков и размещения информации об их закупках на официальном сайте. На основании полученных данных управлением сформирован перечень из 185 организаций, находящихся на территории края.
- В том же интервью вы говорили о системе учета начислений и фактов оплаты физическими и юридическими лицами государственных пошлин, денежных платежей (штрафов) и сборов (система УНИФО), которая с 1 января 2013 года должна плавно трансформироваться в государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП). В чем преимущество этой системы для плательщиков?
- ГИС ГМП — информационная система, которая предназначена, в частности, для размещения и получения информации об уплате физическими и юридическими лицами платежей за оказание государственных и муниципальных услуг, а также иных платежей. Цель ее — наличие единого источника сведений о фактах оплаты заявителями государственных и муниципальных услуг без истребования с заявителя документов, подтверждающих оплату. С использованием вышеназванной системы и портала gosuslugi.ru плательщик может максимально удобно оплатить все неоплаченные ранее начисления. Физическое лицо, посетив свой личный кабинет на портале gosuslugi.ru, запрашивает интересующую информацию после предварительного указания всех своих идентификаторов. Получив запрос, Федеральное казначейство выгружает в личный кабинет всю имеющуюся информацию о начислениях. Получив информацию, плательщик выбирает наиболее удобный способ оплаты. Банк, проведя платеж, передает информацию об этом на ГИС ГМП. До 1 января 2013 года будет проведена работа по регистрации участников системы УНИФО. Перерегистрация в ГИС ГМП будет проходить в автоматизированном режиме с 1 января 2013 года.
- Какие еще новые информационные технологии внедряются в УФК сегодня?
- Работа проводится в рамках стратегической задачи «Электронное казначейство». Суть обновлений состоит в замене используемого в настоящее время прикладного программного обеспечения «Система электронного документооборота» на новую «Систему удаленного финансового документооборота», которая способна обеспечить эффективное взаимодействие участников бюджетного процесса с управлением в режиме реального времени. Суть состоит в том, что портальное решение, предоставляемое казначейством, позволяет в любое время из любой точки удобно и безопасно управлять платежами и финансовыми документами, а также иметь доступ к актуальной отчетности. Клиенту не надо беспокоиться об установке специального программного обеспечения. Достаточно только установки сертифицированных средств защиты информации. Ресурс нового серверного оборудования, которым уже располагает УФК, позволяет подключить к системе всех клиентов. В настоящее время уже насчитывается 629 пользователей.
Внедряется также новый механизм учета бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета, который позволит обеспечить прозрачность осуществляемых процедур и операций по исполнению бюджетных обязательств. Внедрение новой технологии позволяет оперативно отражать всю информацию по исполнению госконтрактов и договоров на сайте закупок, даст возможность главным распорядителям средств осуществлять анализ исполнения принятых обязательств в течение текущего финансового года.
- Игорь Сергеевич, в этом году, как известно, ставропольские казначеи согласились на эксперимент...
- УФК станет пилотной территорией по оптимизации информационного обмена с финансовыми органами субъекта, муниципальных образований, участниками и не-участниками бюджетного процесса. Суть его состоит в отработке оперативного обмена данными, а также предоставления финансовым органам новых форм сведений, введенных в действие с 1 июля этого года. И это не все нововведения, которыми придется заниматься в ближайшее время. С 1 января 2013 года на кассовое обслуживание в органы Федерального казначейства будут переведены территориальные государственные внебюджетные фонды, которые до сих пор у нас не обслуживались. Новацией является также предоставление Федеральным казначейством бюджетам субъектов краткосрочных бюджетных кредитов. Данный механизм предусматривает бюджетам субъектов, муниципалитетов возможность привлечения дополнительных средств для покрытия временного кассового разрыва и будет для них дополнительным инструментом поддержания ликвидности своих счетов. С 1 января будущего года также начнется запуск еще одного нового механизма предоставления из федерального бюджета субвенций, межбюджетных субсидий и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение.
Особо хочу подчеркнуть, что за 20 лет работы органов Федерального казначейства на Ставрополье не было ни одного года без развития и совершенствования, действующая система чутко реагирует на все изменения, современные вызовы бюджетной политики. Она предсказуема и впредь будет опираться на передовые технологии. Важным фактором, способствующим хорошей работе, является профессионализм сотрудников. Поэтому очень хочется в связи с юбилейной датой поблагодарить ветеранов, которые стояли у истоков возрождения системы, и пожелать коллективу так держать, не пасовать перед новыми задачами. И, конечно, каждому - благополучия, здоровья, согласия и покоя в семьях, хорошего настроения. От качественного выполнения возложенных на нас функций по управлению публичными финансами, без преувеличения, зависит благополучие России и Ставропольского края.
7 декабря 2012 года