07:09, 24 ноября 2012 года

Кому положена социальная помощь и как ее получить в Ставропольском крае, - Елена Мамонтова

Кому положена помощь

В соответствии со статьей 7 Конституции Российская Федерация - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Провозглашенные в Конституции РФ цели политики России как социального государства предопределяют его обязанность заботиться о благополучии своих граждан и их социальной защищенности. Если человек в силу возраста, состояния здоровья или по другим не зависящим от него причинам трудиться не может и не имеет дохода для обеспечения собственного прожиточного минимума и своей семьи, то он вправе рассчитывать на получение соответствующей помощи, материальной поддержки со стороны государства и общества - ему устанавливаются определенные меры социальной поддержки.

Для поддержания уровня жизни малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих граждан, преодоления ситуации, нарушающей их нормальную жизнедеятельность, снижения уровня социального неравенства с первого января 2008 года в Ставропольском крае действует Закон от 19 ноября 2007 года № 56-кз «О государственной социальной помощи населению в Ставропольском крае». Несмотря на то что этот закон работает более трех лет, все-таки вопросы о порядке его реализации остаются.

Остановимся на этом подробнее. Итак, кто в Ставропольском крае может воспользоваться государственной социальной помощью? К ее получателям относятся малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане, среднедушевой доход которых по независящим от них причинам ниже величины прожиточного минимума, установленного в регионе для соответствующих социально-демографических групп населения и действующего на момент обращения за государственной социальной помощью.

Малоимущие граждане

При отнесении семьи или одиноко проживающего гражданина к числу малоимущих нужно учитывать определенные причины. Так, в соответствии со статьей 1 закона к независящим причинам, которые учитываются при определении права на государственную социальную помощь, относятся следующие моменты. Во-первых, это наличие нетрудоспособных членов семьи при отсутствии других трудоспособных членов семьи, которые обязаны их содержать в соответствии с законодательством. Во-вторых, когда трудоспособные члены семьи признаны безработными или обучаются в средних специальных и (или) высших учебных заведениях по очной форме обучения или не работают в связи с уходом за ребенком в возрасте до трех лет, ребенком-инвалидом или инвалидом первой группы. В-третьих, это длительное лечение (лечение продолжительностью более двух месяцев подряд, подтверждаемое документом медицинской организации). В-четвертых, многодетность (наличие в семье трех и более несовершеннолетних детей или детей, обучающихся в средних специальных или высших учебных заведениях по очной форме обучения). И наконец, в-пятых, наличие инвалидности первой либо второй группы.

Из этого следует, что трудоспособные граждане, обращающиеся за оказанием государственной социальной помощи, должны в обязательном порядке работать. Но вместе с тем законодатель предусмотрел случаи, когда по уважительным причинам трудоспособные граждане не могут работать, и эти обстоятельства учитываются при определении права на государственную социальную помощь.

Многодетные семьи

Кстати, хочу привести один конкретный вопрос из числа обращений жителей края, поступающих в наше министерство: «Если в семье четверо несовершеннолетних детей, их отец работает, а мать занята уходом за подрастающим поколением, может ли эта семья претендовать на государственную социальную помощь?». Замечу, что многодетность - одна из независящих причин, которая учитывается при рассмотрении вопроса об оказании государственной социальной помощи.

В соответствии со статьей 8 Закона Ставропольского края «О семейной политике в Ставропольском крае» многодетной семьей признается семья, имеющая на содержании и воспитании трех и более детей в возрасте до восемнадцати лет. Следовательно, эта семья является многодетной. Кроме того, один из трудоспособных родителей работает, другой занят уходом за тремя и более несовершеннолетними детьми. Таким образом, один из родителей может обратиться в орган социальной защиты населения для решения вопроса об оказании государственной социальной помощи, и если среднедушевой доход семьи окажется ниже прожиточного минимума, установленного в Ставропольском крае для соответствующих социально-демографических групп населения и действующего на момент обращения за государственной социальной помощью, то семье будет оказана государственная социальная помощь.

Среднедушевой доход

Величина прожиточного минимума по основным социально-демографическим группам населения определяется ежеквартально правительством Ставропольского края. С 1 ноября 2012 года в крае прожиточный минимум составляет: для трудоспособного населения - 6588 рублей, для пенсионеров -

5028 рублей, для детей - 5856 рублей. А вот прожиточный минимум так называемой смешанной семьи, т. е. состоящей из представителей различных социально-демографических групп населения, определяется путем деления суммы соответствующих прожиточных минимумов каждого члена семьи на количество членов семьи.

Может возникнуть вопрос: а что такое среднедушевой доход, как он рассчитывается, какими документами подтверждается? Среднедушевой доход семьи - это общая сумма доходов семьи (одиноко проживающего гражданина) за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления об оказании государственной социальной помощи, исходя из состава семьи на дату подачи заявления. Среднедушевой доход семьи для признания ее малоимущей рассчитывается путем деления общей суммы доходов всех членов семьи за три последних календарных месяца на цифру «три» и на количество членов семьи. Среднедушевой доход одиноко проживающего гражданина рассчитывается путем деления его доходов за три последних календарных месяца на цифру «три».

При расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина учитываются все виды доходов, полученные каждым членом семьи или одиноко проживающим гражданином, в денежной и натуральной форме в соответствии с перечнем видов доходов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 года № 512 «О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи, и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи», и подтвержденные соответствующими документами.

Живущие под одной крышей 

Немаловажно знать, кто включается в состав малоимущей семьи при определении ее среднедушевого дохода. Определение состава семьи в данном случае регулируется Федеральным законом от 5 апреля 2003 года № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи». Согласно закону в состав малоимущей семьи при расчете среднедушевого дохода включаются лица, связанные родством и (или) свойством. К ним относятся совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство супруги, их дети и родители, усыновители и усыновленные, братья и сестры, пасынки и падчерицы.

Основанием для подтверждения состава семьи и степени родства служит справка о составе семьи, выданная органами местного самоуправления или жилищно-эксплуатационным предприятием по месту жительства (пребывания), с указанием даты рождения каждого члена семьи и степени родства. Таким образом, при определении права на получение государственной социальной помощи в составе семьи учитываются только лица, связанные родством и (или) свойством.

Куда обратиться за помощью?

Гражданин, претендующий на получение государственной социальной помощи, может обратиться от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи с заявлением и необходимыми документами в орган социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания. Помимо заявления он должен подать в орган социальной защиты населения паспорт или иной документ, удостоверяющий его личность. И, кроме того, один из документов, подтверждающих факт совместного проживания заявителя с членами семьи (справку о составе семьи заявителя на дату обращения с указанием даты рождения каждого члена семьи и степени родства (свойства), выданную управляющей жилищно-эксплуатационной организацией, на балансе которой находится жилой дом, либо органом местного самоуправления муниципального образования Ставропольского края), домовую (поквартирную) книгу, договор социального найма, выписку из финансового лицевого счета и поквартирной карточки. Необходимы также документы, подтверждающие родство и (или) свойство (свидетельство о рождении, свидетельство о заключении брака, свидетельство о перемене имени, свидетельство о расторжении брака). Обязательна и справка о доходах каждого члена семьи за три месяца, предшествующих месяцу обращения за оказанием государственной социальной помощи. К этому прибавьте справку органа социальной защиты населения по прежнему месту жительства заявителя о неполучении государственной социальной помощи (при перемене места жительства в пределах Ставропольского края в течение календарного года).

Временно неработающие граждане дополнительно представляют справку органа службы занятости населения по месту жительства о регистрации в качестве безработного и размере получаемого пособия по безработице. А граждане, понесшие материальный ущерб в результате пожара, наводнения, иного стихийного бедствия либо тяжелого заболевания, приведшего к необходимости использования лекарственных препаратов, дорогостоящих видов лечения в медицинских учреждениях, дополнительно представляют следующие документы: справку, подтверждающую факт произошедшего пожара, выданную районным (городским) отделом (отделением) государственного пожарного надзора Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ставропольскому краю, кроме того, документ, подтверждающий факт произошедшего наводнения, иного стихийного бедствия, выданный органом местного самоуправления муниципального образования Ставропольского края, на территории которого произошли указанные обстоятельства. Потребуются и платежные документы, подтверждающие затраты на использование дорогостоящих видов лечения в медицинских учреждениях, лекарственных препаратов (счета, договоры, кассовые и товарные чеки, квитанции и прочее).

К слову, не все документы, необходимые для решения вопроса об оказании государственной социальной помощи, человек должен представлять самостоятельно. Например, справка о составе семьи, выдаваемая органом местного самоуправления муниципального образования Ставропольского края, справка органа социальной защиты населения по прежнему месту жительства гражданина о неполучении государственной социальной помощи, справка органа службы занятости населения о регистрации в качестве безработного и размере получаемого пособия по безработице, справка, подтверждающая факт произошедшего пожара, и документ, подтверждающий факт произошедшего наводнения, иного стихийного бедствия, - все это запрашивается органом социальной защиты населения, в который обратился человек за оказанием государственной социальной помощи. Запросы осуществляются в рамках межведомственного информационного обмена в государственных органах и органах местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края, в распоряжении которых находятся такие документы. Однако это не исключает права гражданина самому представить указанные документы.

Индивидуальный размер

Размер государственной социальной помощи индивидуален. Он определяется как разность между суммарной величиной прожиточного минимума, исчисляемой для семьи, деленной на число членов семьи. Или величиной прожиточного минимума одиноко проживающего гражданина, установленной в Ставропольском крае для соответствующих социально-демографических групп населения на день его обращения за государственной социальной помощью, и величиной среднедушевого дохода семьи или одиноко проживающего гражданина. Минимальный размер государственной социальной помощи не может быть менее 600 рублей, а ее максимальный размер не может превышать 6000 рублей. Государственная социальная помощь оказывается один раз в календарном году, за исключением случаев, при наступлении которых она оказывается в повышенном размере и вне зависимости от ее оказания на общих основаниях.

В каких случаях государственная социальная помощь оказывается в повышенном размере и каков этот размер? Тут такие нюансы. Если граждане понесли материальный ущерб в результате пожара, наводнения, иного стихийного бедствия либо тяжелого заболевания, приведшего к необходимости использования дорогостоящих видов лечения в медицинских учреждениях, лекарственных препаратов, то государственная социальная помощь оказывается в повышенном размере. Он определяется как трехкратная величина прожиточного минимума, исчисляемая для семьи, деленная на число членов семьи, или трехкратная величина прожиточного минимума одиноко проживающего гражданина, установленная в Ставропольском крае для соответствующих социально-демографических групп населения на день его обращения.

Государственная социальная помощь в повышенном размере оказывается гражданину при наличии права, независимо от факта оказания в календарном году государственной социальной помощи в обычном размере. Следует обратить внимание, что государственная социальная помощь, предоставляемая в виде единовременной денежной выплаты в повышенном размере, назначается при условии обращения за ней не позднее двенадцати месяцев после наступления вышеперечисленных обстоятельств.

Социальный контракт

Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении принят законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной социальной помощи», предусматривающий оказание государственной социальной помощи на основе социального контракта. Что в связи с этим меняется в порядке оказания государственной социальной помощи? Нужно подчеркнуть, что контракт не повлечет за собой прекращение или отказ в назначении государственной социальной помощи, оказываемой без применения социального контракта. Действующий порядок в данном случае останется прежним.

Государственная социальная помощь на основе социального контракта предоставляется в целях стимулирования активных действий людей по преодолению ими трудной жизненной ситуации, в связи с чем между гражданином и органом социальной защиты населения заключается соглашение. В соответствии с этим соглашением орган социальной защиты населения обязуется оказать человеку государственную социальную помощь, а он обязуется выполнить мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации.

Программа социальной адаптации представляет собой разработанный органом социальной защиты населения совместно с гражданином комплекс мероприятий, включающий виды, объем и порядок реализации отдельных мер, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации, а именно: поиск работы, профессиональную подготовку или переподготовку, занятие индивидуальной предпринимательской деятельностью, ведение личного подсобного хозяйства, другие мероприятия, направленные на преодоление трудной жизненной ситуации. Государственная социальная помощь на основе социального контракта назначается на период от трех месяцев до одного года исходя из содержания программы социальной адаптации.

Кстати, приведу конкретные примеры того, что помощь, оказанная жителям края, принесла им определенную пользу и оказалась своевременной. Так, в Ставрополе инвалиду второй группы, понесшему материальный ущерб в связи с проведенной операцией на сумму 32 тысячи 750 рублей, оказана единовременная государственная социальная помощь в размере 12 тысяч 696 рублей, то есть компенсировано более двух третьих затрат.

И еще. В Советском районе единовременная государственная социальная помощь оказана женщине, понесшей материальный ущерб в результате тяжелого заболевания ее дочери. Жительница района вынуждена была использовать дорогостоящие виды лечения. Ей помощь оказана в размере 14 тысяч рублей.

Но, как показывает практика, чаще всего органами социальной защиты принимаются решения об оказании единовременной государственной социальной помощи в повышенном размере в связи с пожарами. Скажем, многодетная неполная семья из села Правокумского Советского района, на иждивении которой находятся пятеро несовершеннолетних детей (один из них ребенок-инвалид), понесла материальный ущерб в результате пожара. Ей оказана помощь в размере 15 тысяч 613 рублей.

Пострадавшим от ЧП

Практически ежегодно, особенно в летнюю пору, населенные пункты Ставропольского края подвергаются сильным ливневым дождям, граду и прочим напастям, в результате чего страдают граждане и их имущество. Для оказания социальной поддержки населению, пострадавшему от чрезвычайных ситуаций, Законом Ставропольского края от 10 апреля 2006 года № 19-кз «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, многодетных семей и ветеранов Великой Отечественной войны» установлены правовые основы оказания такой помощи. Это меры социальной поддержки в виде единовременных денежных выплат (из расчета одной тысячи рублей на человека, но не более пяти тысяч на семью). А в связи с утратой имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество первой необходимости - до 20 тысяч рублей на семью и за полностью утраченное имущество первой необходимости - до 50 тысяч на семью). Такие меры социальной поддержки не зависят от дохода семьи, а направлены на оказание помощи населению по преодолению трудной жизненной ситуации в связи со стихийными бедствиями.

И. НИКИТИН
«Социальное государство - гарант благополучия граждан»
Газета «Ставропольская правда»
24 ноября 2012 года