Как работает «Детский телефон доверия» в Ставропольском крае
Однако помимо материального каждая семья живет еще и духовным. От того, насколько благополучен ее психологический климат, зависит душевное (да и физическое тоже) здоровье детей и взрослых. В конечном итоге это вопрос здоровья будущих поколений.
В плане мероприятий правительства СК по улучшению демографической ситуации в Ставропольском крае на 2011-2015 годы в разделе, где перечислены меры, направленные на повышение уровня рождаемости, сокращение уровня младенческой и материнской смертности, укрепление репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков, есть пункт «Развитие системы психолого-педагогической поддержки семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации». Значатся в этом разделе и мероприятия по противодействию жестокому обращению с детьми, по профилактике суицидального поведения учащихся.
Вышеперечисленные задачи призваны решать на Ставрополье психологические центры, подведомственные министерству образования СК. Кроме того, в соответствии с соглашением, которое правительство СК заключило с Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в крае работает «Детский телефон доверия» (ДТД) с единым общероссийским номером 8-800-2000-122. Его деятельность осуществляется также в рамках краевой целевой программы «Развитие образования в СК на 2010-2013 годы» и подпрограммы «Право ребенка на семью».
Контроль за деятельностью ДТД осуществляют министерство образования СК и краевое министерство соцразвития и занятости населения.
За два года работы на этот телефон позвонили около десяти тысяч жителей Ставрополья – дети (их звонки составляют 90 процентов всех обращений), их родители и педагоги.
Вот что рассказала нашему корреспонденту руководитель «Детского телефона доверия», заместитель директора краевого психологического центра Лариса Гладченко:
- ДТД работает круглосуточно и бесплатно, независимо от того, позвонил ли абонент со стационарного телефона или с мобильного, из Ставрополя или любого другого города либо района Ставрополья. Абоненту гарантирована анонимность и конфиденциальность. В службе 13 психологов-консультантов. Основные причины обращения на ДТД детей и подростков – сложности в отношениях с одноклассниками, учителями, неразделенная первая любовь, употребление наркотических средств.
Такой звонок порой бывает сигналом о том, что ребенок чувствует себя одиноким, не видит в своей семье и в окружении людей, которым мог бы довериться.
Создается впечатление, что многие наши дети действительно очень одиноки. Мы, например, впервые столкнулись с тем, что нам звонят пятилетние малыши, которых оставили дома одних, – им страшно, потому что рядом нет мамы… Но, конечно, чаще всего обращаются подростки. Этому возрасту свойственны тревожность, эмоциональная возбудимость, перепады настроения. Подросток и хочет побыстрее стать взрослым, и в то же время взросление его тревожит; его желания противоречивы. Он борется за независимость со всеми – родителями, учителями, сверстниками, и в это время своими переживаниями ему легче поделиться с посторонним человеком. Если в жизни подростка такого собеседника нет, это создает у него большое эмоциональное напряжение…
Среди звонков бывают хулиганские, иногда дети пытаются консультанта разыграть. Специалист и в этом случае будет продолжать разговор, зная, что чаще всего за бравадой скрывается попытка выяснить, можно ли этим людям, психологам, доверять, способны ли они выдержать такого собеседника. Если способны, значит, в дальнейшем возможен доверительный разговор.
Наиболее эмоционально насыщенные, кризисные обращения, говорит Лариса Геннадьевна, приходятся на вечернее время. Например, от девочек-подростков по поводу нежелательной беременности, которые не знают, куда обратиться со своими переживаниями и за поддержкой.
В два-три часа ночи случаются самые сложные звонки, связанные с суицидальными мотивами. Беда в том, что ни родители, ни учителя, как правило, не могут на эти темы говорить. Высказанные вслух мысли ребенка о самоубийстве их чаще всего пугают, вызывают чувство вины. Крик о помощи может быть не услышан, шанс помочь упущен…
Психолог на другом конце провода не в состоянии изменить конкретную ситуацию в жизни абонента, но он может выразить ему сочувствие, показать, что тот достоин любви, понять его отчаяние. Порой это единственное, чего подросток добивается.
По свидетельству Л. Гладченко, дети и взрослые часто набирают номер телефона доверия, чтобы задать вопрос, что им делать, но в процессе разговора начинают говорить о своих чувствах, и облегчение приносит именно это. Поделившись переживаниями и сбросив напряжение, человек в состоянии увидеть свою проблему по-другому, мобилизовать свои внутренние ресурсы и найти выход. В этом и заключается цель оказания экстренной психологической помощи.
Среди ее принципов – «недирективный» характер поведения специалиста. В концепции работы «Детского телефона доверия» он сформулирован как «отсутствие давления на абонента в какой-либо форме». Специалист должен осознавать границу между помощью и вмешательством в жизнь абонента, не пытаться изменить абонента. Он определяет свою позицию по тем вопросам, которые поднимает абонент, но не навязывает ее собеседнику.
Бывают, однако, ситуации, когда психолог имеет право от принципа «недирективности» отступить. Речь идет о случаях жестокого обращения с детьми в семье и вне ее. В третьем квартале 2012 года обращений с такой информацией было 19, о жестоком обращении в семье сообщили 11 абонентов.
В соответствии с алгоритмом, разработанным сотрудниками «Детского телефона доверия», если ребенок говорит, что в семье по отношению к нему проявляют жестокость, физическое или психологическое насилие, консультант должен спросить, нужна ли ему помощь третьих лиц, в число которых входят социальные службы, правоохранительные органы и т. д. Если абонент выражает согласие, то оставляет в службе ДТД свои контакты. При этом психолог обязательно обсуждает с ребенком последствия такого шага, дабы тот осознал, насколько к нему готов. Как правило, на вмешательство в их судьбу третьих лиц чаще всего соглашаются воспитанники детских домов. Домашние дети – редко. Но и в случае отказа от вмешательства со стороны консультант должен ребенку помочь – сделать так, чтобы тот нашел внутренние ресурсы, вышел из состояния подавленности, отчуждения, осознал, кто в ближайшем окружении может его защитить и поддержать.
Проблема эта неоднозначна. Принцип работы психолога, как и врача: не навреди. «Детский телефон доверия», не устает повторять его руководитель Лариса Гладченко, существует не для того, чтобы дети жаловались на родителей (в чем службу порой упрекают), а чтобы помогать и тем, и другим. Помогать семье. Методом проб и ошибок, как говорят психологи ДТД, они определили, что наиболее подходящая из третьих лиц фигура – это уполномоченный по правам ребенка; они сейчас есть в каждой территории края. И если абонент на то согласен, информация о случае жестокого обращения доводится до сведения уполномоченного, который уже на месте решает, какие меры предпринять, как работать с родителями. Лишение родительских прав (на что горазды некоторые ретивые чиновники) – мера крайняя. Приоритет – сохранение семьи.
Нужно сказать, что на ДТД звонят и взрослые. Чаще всего родители подростков. Для них период взросления ребенка наиболее сложен. Сын или дочь резко меняются, семья перестает для них значить так много, как раньше; главным становится мнение и одобрение ровесников. Все это нужно понять, принять. Но если родитель живет с непроговоренной тревогой, со страхами или чувством вины, наладить контакт с ребенком ему очень трудно. Консультант и здесь помогает абоненту найти в себе внутренние ресурсы, чтобы взаимоотношения в семье улучшились.
Одна из наиболее тревожащих родителей проблем – наркомания в подростковой среде. Если выясняется, что ребенок подвержен этому недугу, переживания родителей бывают столь остры, что они, поговорив с консультантом, потом записываются на индивидуальный прием к специалистам краевого психологического центра.
А вот учителя на ДТД звонят редко.
*****
Из уже сказанного ясно, что профессия психолога-консультанта требует высокого профессионализма и является эмоционально затратной. В структуре ДТД есть должность супервизора. Это психолог, курирующий работу консультантов и оказывающий им помощь. К супервизору Людмиле Тупица каждый специалист приходит раз в неделю, вместе с ней обсуждает свои эмоциональные сложности, возникающие в процессе работы с абонентами. Проводит Л. Тупица и групповые супервизии с коллегами. Входит в ее обязанности также поддержание в коллективе комфортной атмосферы. Все это в конечном итоге направлено на повышение качества оказываемой службой ДТД психологической помощи.
Сотрудники ДТД часто выступают в школах перед родителями. Рассказывают о своей работе. Как правило, после таких встреч количество звонков растет. Значит, взрослые поверили в то, что психологи могут помочь их чадам, и, придя домой, сообщили им номер «Детского телефона доверия» 8-800-2000-122.
21 ноября 2012 года