Как сделать реальностью инвестиционные намерения?
Учитывая злободневность темы, разговор получился довольно оживленным. По сути, в СКФО появилась еще одна площадка, где региональные власти и топ-менеджеры крупного бизнеса, как говорится, без посредников «сверяют часы», обсуждая этапы и трудности реализации заявленных инвестпроектов, а также возможности минимизации рисков, связанных с безопасностью вложений в экономику округа. С одной стороны, не раз прозвучало в ходе форума, деловой климат на Северном Кавказе действительно теплеет, а с другой – остаются нерешенными серьезные проблемы, которые напрямую влияют на уровень инвестиционной привлекательности. В регионах СКФО, к сожалению, он пока остается ниже среднего по России. И именно способам исправления ситуации нужно уделить основное внимание.
О том, что взвешенная инвестиционная политика необходима Северному Кавказу более, чем какой-либо другой территории, говорил зампредседателя правительства – полпред Президента РФ в СКФО Александр Хлопонин, выступление которого открыло пленарное заседание форума. По его словам, в госпрограмме развития округа, подготовку которой планируется завершить до конца 2012 года, большая ставка делается именно на предпринимательство. Ведь при содействии власти бизнес в силах решить многие застарелые проблемы СКФО, в том числе справиться с безработицей и улучшить социально-экономическую ситуацию на Кавказе.
Среди серьезных препон, по-прежнему стоящих на пути инвестиций в экономику СКФО, полпред президента назвал недостаточное внимание со стороны государственных структур к малому бизнесу, пассивность органов местного самоуправления в работе с инвесторами, дискредитированную систему образования Северного Кавказа, а также неэффективность института госгарантий. Процедура согласования оказалась настолько сложной, подчеркнул А. Хлопонин, что некоторые инвесторы отказываются от государственной помощи в пользу традиционных банковских кредитов.
С этим согласился председатель Северо-Кавказского банка ОАО «Сбербанк России» Петр Колтыпин, констатировавший: у бизнеса в СКФО в последние годы появилось намного больше возможностей для развития, но по-прежнему риски для инвестиций на Северном Кавказе слишком велики. Здесь, добавил он, не последнюю роль играют такие факторы, как острый дефицит в регионе квалифицированных управленческих кадров, бюрократическая волокита, отсталость производственных технологий и странное нежелание на местах осваивать передовой зарубежный опыт. Налицо также изъяны проводимой регионами инвестполитики, когда сугубо по формальным причинам «за бортом» господдержки остаются инвестпроекты, действительно важные для экономики округа, но по тем или иным основаниям не вписавшиеся в отраслевые приоритеты.
- Потому, на мой взгляд, в каждом регионе нужна единая стратегия привлечения инвестиций и поддержки бизнеса, которая обязательно коррелировалась бы с концепцией развития СКФО, - предложил П. Колтыпин.
Он также добавил, что властям при «фильтрации» инвестпроектов непременно нужно обращать внимание на перспективы развития каждого из них. А успешная реализация намерений возможна только при грамотном менеджменте и компетентном сопровождении процесса реализации той или иной идеи. Северо-Кавказский банк, участвующий в системе госгарантий, тщательно проанализировал уже очень большое число инвестпроектов, привел пример П. Колтыпин, и львиная доля была признана бессмысленной. Ведь, если говорить откровенно, многие восприняли внедрение гарантий бюджета лишь как появление дополнительного доступа к деньгам и при подаче заявок даже не удосужились отразить на бумаге обоснованность проектов и пути достижения объявленных целей.
Кстати, в плане инвестиционной активности участники встречи особо выделяли Ставропольский край, подчеркивая, что целый ряд реализуемых здесь проектов жизнеспособен и вполне приемлем для северокавказских республик. Так, отличным примером служит модель технопарка в Невинномысске, которую вполне можно тиражировать соседним регионам. Это одна из так называемых точек роста экономики Ставрополья, на которые делают ставки в своей инвестполитике власти региона, пояснил на форуме вице-губернатор – председатель правительства СК Ю. Тыртышов.
Не осталась в стороне и актуальная тема поддержки малого бизнеса на Северном Кавказе. Ему, как прозвучало, для развития потенциала порой не хватает внешнего импульса. Начинать нужно с малого, подчеркнул президент ОАО «Концерн «Энергомера» Владимир Поляков: предпринимателя, построившего один ларек, нужно воспринимать как инвестора, создавшего одно или два рабочих места, и власть должна думать, что предпринять, чтобы он дал работу еще десяти-пятнадцати человекам.
Для такого отношения, подтвердил П. Колтыпин, есть все основания: малый бизнес на Северном Кавказе активен и нуждается в комплексной поддержке. К примеру, Сбербанк за последние годы вывел на рынок широкий набор продуктов для «малышей», включая те, что позволяют начать свое дело с нуля. В итоге число кредитующихся в Северо-Кавказском банке малых предприятий выросло в разы, но лишь финансовой подпитки для этого сектора экономики крайне недостаточно. И хотя Сбербанк как крупнейшее финансово-кредитное учреждение страны уже взял на себя серьезную нагрузку по стимулированию предпринимательства, в том числе по созданию для него «деловой среды», решающее слово остается за федеральными и региональными властями.
К сожалению, в рамках форума не все проблемы удалось досконально обсудить. Потому участники с энтузиазмом приняли предложение А. Хлопонина сделать подобные встречи бизнеса и чиновников на уровне округа ежеквартальными.
1 ноября 2012 года