15:10, 25 июля 2012 года

Горы Кавказских Минеральных Вод глазами диггеров

Благодаря своей бурной геологической «молодости» Бештау - самая высокая среди семнадцати гор КМВ - славится кварцем, кальцитом и соединениями урана и бора. Из-за обилия радиоактивных руд, спрятанных глубоко в недрах бывшего вулкана, в 1949 году в соответствии с постановлением Совета министров СССР там начали разработку месторождений. Вскоре неподалеку от железнодорожной станции «Лермонтовский разъезд» вырос шахтерский поселок № 1. Весь добытый уран предназначался для военной промышленности, и выработка залежей проходила интенсивно. В 1985 году в силу ряда причин разработка месторождения прекратилась. После чего рабочие покинули свой городок. Шахты были «загашены» тоннами бетона, воздуховоды заварены металлическими листами и решетками. Казалось бы, какое продолжение может быть у забытой всеми истории подземных ходов? Но в «лихие» девяностые на склонах бывшего вулкана стали появляться подозрительные люди, вооруженные кирками, противогазами и счетчиками Гейгера. Это были «черные копатели», охотники за цветными металлами.

- У нас тогда было безвыходное положение. Почти целый год семья питалась исключительно картошкой, которая росла в огороде, - вспоминает один из «первоохотников за цветметом» Александр Сливовский (по понятным причинам фамилия изменена. - М. К.). - В итоге я и еще несколько человек решили, что уж лучше заработать какую-нибудь тяжелую болезнь, нежели наблюдать, как наши семьи будут продолжать существование впроголодь. Ведь в недрах Бештау были проложены многокилометровые кабельные сети, и, по слухам, осталась часть вагонеток. Вот их решили сдавать на лом. Сначала долго искали вход в штольню, который зарос густым кустарником и травой. Потом больше недели мучились с бетоном и железными листами, которыми был закрыт вход. В итоге удалось пробить лишь небольшое отверстие в каменно-металлической корке. Как это ни стыдно говорить, но в те годы мы выжили только благодаря разграблению коммуникаций, оставшихся в штольнях и главной шахте...

Однако на этом история подземелий не закончилась. Через несколько лет после того, как многосантиметровый слой бетона был пробит, а большая часть коммуникаций перекочевала на пункты приема металлолома, в туннели потянулись люди. Но уже не ради наживы, а из любви к адреналину. Конечно, радиация, угроза обвалов и страх сгинуть где-нибудь в люке или шахте до сих пор отрезвляюще действуют на умы многих экстремалов. Однако есть и те, кто знает заброшенные штольни как свои пять пальцев. Эти люди называют себя диггерами.

Диггер на КМВ - существо редкое, неконтактное, законспирированное. Это прежде всего искатель приключений, который ради «прикола» или в познавательных целях спускается в штольни и катакомбы.

- Здесь витает какой-то пост-апокалиптический дух. Что называется, «эстетика разрушения». Наверное, это и влечет, - нехотя рассказывает экстремал Дмитрий. - А еще испытываешь непередаваемо удивительные ощущения, когда покидаешь недра горы. Вот только что тьма готова была поглотить тебя, свести с ума, раздавить, а через несколько мгновений со всех сторон обступает свет. Лично я всегда испытываю ни с чем не сравнимую радость, полноту жизни. Наверное, остальные тоже. Безусловно, ходить по руднику очень опасно. Бывали случаи, когда ребята, не первый раз спускавшиеся в подземелья, в один «не прекрасный» день просто не возвращались. Не думайте, мы ходили на поиски. Сутками обследовали коридоры. Все тщетно.

- Каждый раз, уходя под землю, мы рискуем расстаться с жизнью. Все это прекрасно понимают, но отказаться от новой дозы адреналина уже не представляется возможным. Помимо гамма-излучения в заброшенных шахтах много скоплений радиоактивного газа радона, на который дозиметр не реагирует. И человек незаметно для себя может получить смертельную дозу, - говорит другой «копатель», Максим.

*****

В регионе многие горы изрезаны штольнями и карьерами. Это Змейка, Бык, Верблюд, Бештау. Недра большинства из них опасны для жизни. И только в Железноводске можно посетить легальную штольню - «Грот вечной мерзлоты», где даже в самые жаркие дни температура не поднимается выше семи-восьми градусов. Туннель выдолблен в горной породе. Его часто посещают туристы, а заблудиться здесь невозможно. Грот заканчивается искусственным обвалом, а боковые ответвления - тупиками. Однако диггерам он не интересен.

Справка «СП»

Бештау - самая величественная гора Кавказских Минеральных Вод. Широко распространено заблуждение о ее «пятивершинности», которому способствует само название: в переводе с тюркского «беш» – пять и «тау» – гора. На самом же деле от ее главного островерхого конуса радиально расходятся семь отрогов, разделенных глубокими балками. Гигантской короной она возвышается над равнинной частью региона. В прошлом, около десяти миллионов лет назад, эта гора была самым настоящим вулканом, уютно устроившимся на перешейке между гористым Кавказским островом и низменной Древнеставропольской сушей. Позже, когда центр магматической активности сместился в сторону горы Эльбрус, Бештау перестал извергать из своего жерла лаву, раскаленные камни и тучи пепла. Началось постепенное разрушение грозного вулкана. По подсчетам ученых, с тех пор из-за дождей и ветров со склонов горы исчезло около 200 метров магматических пород, однако жар в ее недрах сохраняется до сих пор.

Мария КОЛБАСОВА
«Ради любви к адреналину»
Газета «Ставропольская правда»
28 июля 2012 года