Кафедральный собор во имя Казанской иконы Божией Матери: возвращение в жизнь Ставрополя
Пастырь
Недавно в нем появился пастырь - старшим священником собора назначен протоиерей Димитрий Звездилин, ранее возглавлявший Зеленокумское благочиние Ставропольской и Невинномысской епархии. Свои новые обязанности, к исполнению которых приступил по благословению владыки Кирилла, он расценивает как величайшую ответственность: кафедральный собор - духовное сердце города и всей епархии.
- А потому все, что касается его функциональности, содержания и внешнего вида, должно быть самое лучшее, - с таким настроем отец Димитрий пришел в Казанский. - К благообразию собора приложили усилия несколько весомых фигур Церкви, в первую очередь, владыка Гедеон, который в 1994 году вместе со Святейшим Патриархом Алексием ll устанавливал крест на будущей стройплощадке храма, затем владыка Феофан, вложивший львиную долю усилий в само строительство, и теперь владыка Кирилл, со всей присущей ему энергией сразу подключившийся к этому процессу.
Главнейшей своей заботой уже на первом этапе о. Димитрий называет налаживание богослужебной жизни храма. Отчасти усложняет задачу некоторая удаленность собора от многонаселенных, «спальных», районов города. Зато у возрожденного храма есть и неоспоримые преимущества - он находится в самой красивой исторической части Ставрополя, в окружении благоустроенной зоны отдыха. Более того, в современных условиях наличие здесь собора придает ему некоторую парадность, правильнее сказать, - торжественность. Которая тоже нужна!
- Бывают минуты, когда человеку необходимо испытать восторг и радость от присутствия в храме, - говорит о. Димитрий и вспоминает историю с женщиной-педагогом, до весьма солидного возраста не крещеной, с которой ему довелось сотрудничать в деле воспитания детей и юношества. - Однажды я пригласил ее в Москву на Рождественские чтения в храме Христа Спасителя, и она попала на Патриаршую службу, услышала Патриарший хор... Выйдя из храма, призналась: батюшка, во всей этой радости и торжестве я почувствовала себя одинокой, потому что не крещена. И вскоре приняла обряд крещения... Вы только посмотрите: сама архитектура, интерьер храма, все эти выдержанные в веках формы - не просто плод чьей-то вольной фантазии, это внушение Божие на творцов прекрасных храмов.
Притом, добавлю, это очень тяжелый, физически напряженный труд. И индивидуальный, поскольку каждая фреска, каждая икона - неповторимы.
«Идите и научите...»
Конечно, в сердце нового пастыря кафедрального собора еще много от тех 11 лет служения в Зеленокумске, где все стало родным, где столько удалось сделать доброго: строил новые храмы, вернул церкви отнятые давно здания, в них открыл Духовно-просветительский центр, Дом милосердия с медсестрами, благотворительную столовую, православные кафе и кинотеатр на 85 мест, детскую театральную студию, а сейчас там строится православный детский сад... Впрочем, этот-то опыт теперь и пригодится уже на новом уровне. Понемногу возрождается в соборе приходская жизнь - крестины, венчания, беседы с паствой. Уже возобновили добрую традицию огласительных бесед, предваряющих крещение.
- Мы не будем крестить человека, если он не побеседовал со священником: нужно знать твердость его намерения. Если речь идет о маленьком ребенке, огласительные беседы непременно проводятся с родителями и крестными. Ведь задача церкви - не только совершение таинств, но и воспитание. В Писании сказано: «Идите и научите все народы, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа...». Знание формирует личность, мировоззрение, общество. Не случайно вера и все, с ней связанное, в Писании именуется «солью», сохраняющей душу в чистоте.
Регулярные службы в соборе начались с ноября 2011-го после принесения в него Пояса Богородицы, совершались они с вечера пятницы до воскресенья, сейчас - уже со среды, а открыт собор ежедневно, как и находящаяся рядом Никольская часовня-памятник в честь воинов, погибших в локальных конфликтах. В праздничные службы в соборе поет архиерейский хор, акустика в здании превосходная, богослужения проходят с особым подъемом. Сейчас клир - три священника и два дьякона вместе со всеми техническими служителями готовятся к престольному празднику кафедрального собора: 21 июля - день Казанской иконы Божией Матери, так называемая летняя Казанская, основные торжества, как известно, приходятся на 4 ноября, ставшее теперь и государственным праздником. Но торжества будут и в субботу.
Коснулась храма благодать
Многие ставропольцы уже сердцем ощутили присутствие собора, радуется отец Димитрий. Он хоть и недавно в городе, но уже видит определивших для себя: Казанский - их храм. Их словно завораживает сама вершина, на которой он возвышается... Широко известен в свято-отеческой литературе труд Иоанна Дамаскина «Лествица», посвященный духовной «лестнице», тому, как ступень за ступенью человек восходит к Богу. Да, восхождение требует усилий, зато появляется желание поскорее дойти! И, несомненно, есть своя мудрость в расположении храма на столь видном месте: жители как бы показывают, что для них всего важнее и дороже.
Внешне собор практически готов, а вот внутри еще надо потрудиться. Важнейшая задача, поставленная владыкой, - сбор средств на иконостас, уже заказанный мастерам Курской епархии. Профессионалы высочайшего уровня, они работают в академическом стиле, в соответствии с древней традицией. То есть каждая икона уже сама по себе будет произведением искусства. Идет благотворительная акция: в главном иконостасе смогут находиться именные иконы от конкретной семьи-дарителя. И несколько икон уже нашли своих жертвователей. Взгляд входящего в храм привлекает прекрасный образ Божией Матери «Знамение»: эта икона «ждет» того, кто мог бы ее приобрести для собора, пока что ее выдали в Софрино «под гарантии»...
К сожалению, из образов и церковной утвари первого Казанского ничего не сохранилось, кое-что приносили люди из семейных архивов, но четко идентифицировать принадлежность этих даров именно Казанскому уже невозможно... Зато сам воссозданный собор - точная копия предшественника, сохранены пропорции, внешний вид, и стоит храм точно на своем месте, поскольку при раскопках были найдены остатки фундамента, по которым и установлено расположение.
- С началом служб благодать Божья коснулась храма, хотя он пока не освящен. Будем ждать Святейшего Патриарха, возможно, в конце года, - в голосе отца Димитрия слышится радостное волнение. - А работы активно продолжаются, хотя все еще не хватает средств, затраты очень серьезные, поскольку изначально идем по пути высокого качества исполнения. Попечительским советом за последние месяцы собрано более 5,5 миллиона рублей: существенный вклад, позволивший многое сделать. Сейчас, как видите, собор внутри выбелен белой шпатлевкой, а в дальнейшем предполагается большое количество лепнины, роспись стен, что займет еще не один год.
Жизнь начинается
Уже несколько новорожденных ставропольцев крещены в кафедральном соборе: жизнь начинается. Конечно, тяжело собору после почти столетнего молчания, но его дыхание уже наполняется свежим воздухом. А уж когда запоет главный колокол весом в шесть тонн, равнодушных не останется. Его глас покатится по горе вниз, наполнит город. Вместе с отцом Димитрием я словно уже слышу будущую песню мощной звонницы...
В Зеленокумске отец Димитрий написал исследовательскую работу по истории разрушенных храмов, работал в краевом архиве, сейчас думает глубже познакомиться и с биографией Казанского, которому в этом году исполнится 165 лет. По-своему символично, что и службу в Зеленокумске священник Звездилин начинал в одноименном - Казанском. Сейчас среди забот вверенного ему клира и Никольская часовня. А тут еще наконец город отдал-таки в пользование епархии прилегающее к колокольне здание по ул. Суворова,1, где расположатся кабинеты епархиальных отделов. Отец Димитрий руководит миссионерской работой епархии. В планах целый ряд проектов, например, открыть в Ставрополе духовно-просветительский центр. Такие места он называет «тамбуром перед храмом»... Не секрет, что некоторым переступить порог храма не дает этакий психологический барьер, им гораздо проще войти сначала в культурный центр. Посидеть спокойно, без грохочущей музыки, без табака и пива. Походить на образовательные курсы, изучить историю русской церкви.
Для налаживания этого нужны люди... В поиске их отец Димитрий постепенно вникает в жизнь города, который, в общем-то, ему совсем не чужой: вырос-то в Ставрополе. Готовился к карьере юриста, небезуспешно пробовал себя и в бизнесе, а потом удивил отца, военнослужащего, и маму, учителя русского языка и литературы: пошел учиться в семинарию. Друзья даже думали, что у него какой-то психологический кризис... Нет, кризиса не было. Наоборот, все получалось: были деньги, перспективы, и - полное отсутствие интереса. Одной беседы со священником ему хватило, чтобы почувствовать: вот где его путь. Многие прежние товарищи в бизнесе успешны, руководят крупными компаниями. Но разве можно назвать отца Димитрия неуспешным?!
Несмотря на возросшую занятость, он увлечен наукой, заочно учится в Петербургской духовной академии, готовится защитить диссертацию «Православие и духовность в русской литературе XVIII-XIX веков». Освоение трудов Ломоносова, Державина, Хераскова помогло и в пастырской деятельности: вел кружок для преподавателей по этой теме. А более всего ждет новый пастырь Казанского своих будущих прихожан. И убежден: для жителя Ставрополя невозможно не увидеть этой жемчужины, не вложить в нее хоть чуточку труда (не обязательно копеечку), а преодолев ступени, ведущие к храму, вознестись над обыденностью, посмотреть оттуда вниз и понять, где - Господь и где - мы...
Открыть сердце Богу
Когда-то строительство храмов было делом чести, общим делом. Недаром первый Казанский возвели за срок, почти вдвое короче нынешнего. А слово «литургия» с греческого так и переводится - «общее дело». «Если двое или трое собраны ради имени моего, там и я посреди них», цитирует о. Димитрий Писание, «и о чем ни попросят говорившие у меня, дам им». Храм дает нам возможность собраться всем вместе. Чтобы этот мир совсем не сошел с ума, чтобы наши дети не потерялись в нем, чтобы мы смогли и себя найти.
- Бывает, человек всю жизнь носил без конца какие-то маски, менял их, а сам себя в зеркале не мог разглядеть, - размышляет мой собеседник. - Совсем как у Шекспира: «И повернул глаза зрачками внутрь, а там сплошные пятна черноты...». Человек пытается создать видимость благоустройства в этом мире: картины красивые, мебель, и все хорошо как будто, а жить невозможно! Он несчастлив, раздражен, мешки под глазами... Ему постоянно кажется, что его кто-то хочет обокрасть, что с ним неискренни. А все просто: забыл Бога впустить в свое сердце. Таков человек - плохое быстро липнет, а доброе приходится с трудом добывать. Но даже один грех смывает все добродетели, ранее обретенные. И все, что ты делал, разрушено, все - выжженная пустыня... А сегодня в нашей городской «пустыне» появился красавец храм, как сказочный богатырь, даже формы его куполов напоминают шлем - символ мощи духовной русского человека.
Вместо того чтобы поваляться на диване, поспать лишний часок, человек утром в воскресный день пошел в Божий храм. И этим уже совершил труд. Вскоре он начнет замечать изменения в своей жизни. Речь, конечно, не о выигрыше в лотерею. Просто в семье стало лучше, сам терпеливее, теплее к близким. Об этом часто говорит батюшка своей пастве, и не только в проповеди после службы, но и в общем кругу, за чаем, за неторопливой беседой.
- Разучились люди общаться друг с другом, - тихо сокрушается отец Димитрий. - Редко стали ходить в гости, а если и придут - сразу за стол да к телевизору... Найти собеседника стало проблемой. Не сплетни и пересуды передавать, а поделиться тем, что беспокоит или, наоборот, радует.
*****
…Шагая вверх по ступенькам на склоне Крепостной горы, думаешь: ох и высоко все-таки, скоро ли дойду? А потом глянешь вперед, а там среди золотых куполов кусочек неба чистого-чистого, так бы идти и идти к нему без устали...
21 июля 2012 года