Депутат Тимофей Богданов о положении в экономике Ставрополья
- Тимофей Васильевич, полтора года назад Думой была утверждена программа развития края до 2015 года. Новый созыв решил внести в нее ряд изменений. С чем это связано?
- Основные цели программы – создание новых перерабатывающих и инновационных предприятий, появление порядка 48 тыс. рабочих мест, сокращение безработицы, доли малоимущих, увеличение валового продукта на душу населения. Реализация программы должна увеличить долю обрабатывающей промышленности в валовом региональном продукте до 16%, а вес инновационной продукции в общем количестве товаров, произведенных в Ставропольском крае, до 21%. Целью программы также является повышение уровня конкурентоспособности экономики Ставрополья и эффективности использования ресурсного потенциала.
Прежний состав Думы хорошо проработал законодательную базу для ее реализации. Но жизнь не стоит на месте - меняются условия, возможности, выявляются какие-то нюансы, поэтому периодически появляется необходимость корректировок средств для наиболее эффективного достижения поставленных целей. В феврале губернатором и правительством края был предложен ряд изменений в закон о реализации программы, которые и были вынесены на наше рассмотрение. Предлагаемые изменения касались в основном технических моментов, а не сути программы. Например, оказалось, что для исполнения всех пунктов программы потребуется больше средств, чем планировалось вначале, и прогнозируемая потребность в ее финансировании увеличилась на 47 млрд руб. А вот рабочих мест удастся создать почти на тысячу меньше, чем было в прежних планах. Зато, по новым расчетам, увеличится валовой региональный продукт на душу населения края примерно на 20,6 тыс. руб., то есть ожидается больший рост производства, чем было запланировано. Появилась необходимость и в увеличении числа краевых и ведомственных целевых программ с 31 до 46. Дополнительно на их реализацию потребуется около 28 млн руб. Но надо сказать, что наиболее крупные из них более чем на 95% сформированы за счет внебюджетных источников финансирования, то есть привлечения инвестиций. Среди них важные для развития экономики края, такие как программы по развитию восточных районов, отдельных, наиболее перспективных направлений сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности, обеспечению качества пищевых продуктов и их безопасности.
- Много говорится на федеральном и краевом уровнях о необходимости развития и всесторонней поддержки малого бизнеса, который является основой экономики в любой развитой стране. А на деле с 1 января для предпринимателей края втрое выросли налоги - с 5 до 15%.
- Дело в том, что во время недавнего кризиса, чтобы поддержать предпринимателей в непростые времена, Дума края пошла на снижение налоговой ставки для малого бизнеса на два года до разрешенного федеральным законодателем минимума. Действие этого закона депутаты прошлого созыва могли продлить. Насколько я знаю, дебаты разгорелись тогда жаркие, но к единому мнению прийти не удалось. В итоге решение принято не было. И налоговая ставка автоматически выросла до уровня общефедеральной. Для многих предпринимателей, особенно начинающих, это стало большой проблемой. Кто-то начал уводить доходы «в тень», а кто-то и вовсе вынужден был закрыться. Учитывая сложившуюся ситуацию, депутаты нашего комитета предложили поправки к закону, устанавливающему налоговую ставку для некоторых категорий предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения.
Согласно внесенным изменениям с 1 января 2013 года на территории края будет установлена минимальная налоговая ставка в 5% для отдельных категорий предпринимателей, занимающихся наиболее важными, с точки зрения развития экономики и социального благополучия жителей региона, производствами. Это предприятия обрабатывающего производства, кроме производства подакцизной продукции; научные исследования и разработки; операции с недвижимостью, аренда и предоставление услуг; предприятия, оказывающие услуги образования и здравоохранения, социальные услуги. Но касается поправка только тех, кто применяет упрощенную систему налогообложения и выбирает в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов. Понижение ставки налога до 5% предусмотрено и для резидентов региональных индустриальных, технологических и туристско-рекреационных парков. Эта мера должна будет сохранить более 100 млн руб. в обороте предприятий малого бизнеса.
Закон о развитии и поддержке малого и среднего бизнеса предусматривает такие формы поддержки, как финансовая, имущественная, предоставление льгот по налогам и сборам. Существует закон об упрощенной системе налогообложения на основе патента для индивидуальных предпринимателей, которые, переходя на эту систему, освобождаются от уплаты ряда налогов – НДС, налога на имущество, НДФЛ.
В прошлом году федеральный законодатель повысил страховые взносы на все виды обязательного социального страхования. Уровень ставок страховых взносов в Пенсионный фонд возрос для предпринимателей, применяющих общую систему налогообложения, с 14 до 26%. Думой края в качестве законодательной инициативы подготовлен проект поправок к федеральному закону, предусматривающий уменьшение тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд до 18% на переходный период для отдельных видов предпринимательской деятельности.
У малых предприятий есть возможность субсидирования части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам и лизинговым договорам, а также можно взять микрозайм по регрессивной шкале процентной ставки. Предоставляются субсидии и на частичную компенсацию стоимости основных средств в рамках реализации инвестиционных проектов.
Начинающим субъектам малого предпринимательства на создание собственного бизнеса есть возможность получить гранты. Также разработана краевая целевая программа по поддержке субъектов малого и среднего бизнеса с финансированием в сумме в 574,6 млн руб.
Вообще, на мой взгляд, учитывая всю социально–экономическую важность развития малого бизнеса, следует законодательно обеспечить вовлечение этого сектора в реализацию инвестиционных проектов. Кроме того, совместно с правительством края будем предпринимать меры по увеличению финансирования программ поддержки, помогать сокращать издержки малых предприятий за счет снижения ставок по аренде помещений и земли, находящихся в региональной и муниципальной собственности, стимулировать спрос на товары наших производителей.
Одной из важных мер поддержки малого предпринимательства является первоочередное право субъектов малого и среднего бизнеса на приобретение арендуемого ими краевого и муниципального имущества. Краевой закон уже позволил им приобрести помещения совокупной площадью 49,2 тыс. кв. м. Хотя надо признать, что реализация этого закона все еще пробуксовывает в отдельных городах и районах, и причина - в бюрократических препонах со стороны некоторых чиновников. Мало принять закон, надо еще заставить его работать.
- Есть предприятия, частично или полностью находящиеся в краевой собственности. Насколько эффективно управляется эта собственность и какую прибыль приносит в бюджет?
- Эффективность разная, в зависимости от того, какой человек отвечает за работу предприятия. Хотя, конечно, есть и объективные рыночные факторы, влияющие на их финансовое состояние. Например, есть ряд организаций, в том числе газораспределительных предприятий, где доля краевых акций в общем пакете составляет от 7,5 до 24,5%. Решающего голоса с таким пакетом в управлении предприятием край не имеет, а расходы, и большие расходы, по содержанию и организации работы несет. От таких предприятий правительству СК надо как можно скорее избавляться. Но у наших оппонентов внутри депутатского корпуса есть убеждение, что там, где есть слово «газ», - золотое дно. Хотя это далеко не так, особенно когда бизнесом пытаются управлять чиновники. Еще апеллируют к тому, что якобы, если продать акции этих предприятий, моментально вырастут тарифы для населения. Но и это не так. У губернатора края есть право блокировать решение газораспределительных предприятий о необоснованном росте тарифов. Недавно губернатором края на рассмотрение нашего комитета вынесен вопрос о согласовании приватизации акций ряда убыточных предприятий, который мы будем обсуждать на ближайшем нашем заседании. Ожидаю горячей полемики при решении этого вопроса. Но все же надеюсь, что здравый смысл возьмет верх.
Есть другая категория предприятий, находящихся в краевой собственности, которые дают стабильный доход в бюджет, а иногда даже и превышают доходность, заложенную в расчетах. Эти предприятия входят в перечень особозначимых для экономики края. Дума ежегодно заслушивает отчет о результатах их работы, и, если обнаруживаются проблемы в управлении, ведется серьезный «разбор полетов» и принимаются срочные меры для выравнивания ситуации.
- Недавно краевой Думой был принят закон, регулирующий вопросы розничной продажи алкогольной продукции на территории края. Чем была вызвана его необходимость?
- Приведением краевого законодательства в соответствие с федеральными требованиями. Особое внимание при рассмотрении законопроекта было уделено вопросу розничной продажи алкогольной продукции организациями потребительской кооперации. У нас аграрный регион, где более 40% жителей проживают в сельской местности. Поэтому мы ограничились минимальным порогом требований к уставному капиталу предприятия розничной торговли в 10 тыс. руб. (тогда как федеральный законодатель давал вилку до 1 млн руб.), чтобы дать возможность людям покупать к празднику или семейному торжеству качественную алкогольную продукцию в своем населенном пункте. Иначе можно было бы ожидать наплыва в край опасного суррогата, которым стали бы торговать, что называется, «из-под полы».
Кроме того, законом разграничены полномочия органов государственной власти края в сфере регулирования производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения ее потребления.
Лично я также горячо отстаивал мнение об ужесточении требований к точкам, торгующим алкоголем, в том числе пивом, относительно мест их расположения. На мой взгляд, не должно быть «пивнушек» в парках городов, в зонах семейного отдыха. Ведь ни в одной европейской стране вы не увидите такого «микса» из пивных, детских аттракционов, баров, аллей Памяти и спортивных сооружений, как в наших парках! Все это следует разграничить, чтобы каждый человека мог отдыхать так, как ему нравится, при этом никому не мешая. Ведь семьи с детьми или люди, которые хотят позаниматься физкультурой после рабочего дня, просто отдохнуть в тиши парка под пение птиц и журчание фонтанов, этой возможности не имеют. Право на свой «отдых» в парке получает тот, кто громче, «веселее» и кому не в состоянии помешать ни присутствие детей и женщин, ни нормы социального поведения.
- Большие надежды, как на локомотив, способный «вывезти» экономику края на достойный уровень, возлагаются на индустриальные парки, способные дать современное востребованное производство и рабочие места. Что делается Думой для скорейшего воплощения этих надежд?
- Первостепенное значение придается инфраструктурным проектам на основе государственно-частного партнерства. Это проекты по созданию региональных индустриальных, туристско-рекреационных и технологических парков, реализация которых подчинена целям развития экономики края, создания благоприятных условий для привлечения инвестиций, поддержки малого и среднего предпринимательства в научно-технической и туристско-рекреационной сферах, содействия инновационной деятельности и созданию новых высокотехнологичных производств. В настоящее время в крае создано несколько региональных парков различной направленности. Индустриальный парк в Невинномысске стал пионером. Проектом предполагается создание промышленного кластера в формате сконцентрированной группы взаимосвязанных производственными процессами компаний. Объем инвестиций в рамках данного парка ожидается в размере более 9 миллиардов рублей, количество новых рабочих мест – свыше 1000. Думаю, в ближайшее время мы увидим результаты деятельности парков в Георгиевске, Буденновске, Солнечнодольске, в Труновском районе и других территориях края.
Совсем недавно Думой был рассмотрен законопроект о внесении ряда изменений в краевой Закон «О региональных индустриальных, туристско-рекреационных и технологических парках», которым был решен вопрос в части создания индустриальных парков и объектов их инфраструктуры на землях, государственная собственность на которые не разграничена. Теперь эту категорию земель можно будет использовать гораздо эффективнее, кроме того, мы надеемся, что закон даст новые возможности для привлечения дополнительных инвестиций в экономику края.
- Тимофей Васильевич, а как вы оцениваете общее состояние экономики края на сегодняшний день?
- Все познается в сравнении. Если посмотреть на соседний Краснодарский край, то, конечно, оценка будет не в нашу пользу. Но на это есть и объективные причины – там огромный стимул экономике дают торговые порты, через которые осуществляется колоссальный товарооборот. А значит, есть мощная инфраструктура, созданная еще в советское время, огромный рынок сбыта местной продукции, большое число дополнительных рабочих мест. Если сравнивать с соседними по СКФО республиками, то на этом фоне наша экономика выглядит благополучно. О чем косвенно свидетельствует поток переселенцев оттуда в наш край. Тут перспектив и условий для нормальной жизни несравнимо больше. Объективно потенциал для развития нашей экономики есть. В первую очередь это аграрный сектор, где есть огромные возможности для развития современного животноводства и птицеводства с привлечением крупных инвестиций, ведь спрос на эту продукцию неуклонно растет. В этой отрасли реализуется уже не один проект.
Еще одной точкой роста экономики края должно стать создание лучшего в России лечебно-оздоровительного и туристско-рекреационного комплекса на базе Кавказских Минеральных Вод. Ведь курортов, подобных черноморским, в мире тысячи, а вот наши воды - явление уникальное в мировом масштабе. И этот потенциал необходимо использовать.
Большим плюсом считаю, что на сегодняшний день и законодательная власть, Дума края, и исполнительная, губернатор и правительство, а также руководители муниципалитетов на местах работают в тесной связке, и значительных разногласий в видении путей развития сейчас нет. Всем нам еще хорошо памятен период, когда полный раздрай во власти не то что развиваться региону не давал, но и отбросил развитие экономики назад. Было упущено много времени и много возможностей. Ведь, как сказал кто-то из мудрых, «ни один ветер не будет попутным для корабля, который не знает, в какую гавань плывет».
Кроме того, я убежден, что глубокие преобразования в экономике, ее устойчивая положительная динамика просто невозможны без глубоких преобразований в нашем обществе, в сознании людей. Пока у нас, у каждого на своем месте, от губернатора, депутатов, правительства края до всех «рядовых» граждан, не появится ответственность за свое дело, за свою улицу, свой дом, благоденствие не настанет. Нельзя просто сидеть и ждать, когда какой-нибудь умный депутат или энергичный глава муниципалитета придет, решит за тебя твои проблемы и сделает вокруг Швейцарию. Только когда большинство нашего общества поймет, что общее благополучие зависит от трудолюбия, гражданской активности и позиции каждого, наша жизнь начнет меняться к лучшему.
Сейчас много ругают чиновников, полицию, учителей, врачей, обвиняя их в коррупции, бездушии, воровстве. Но послушайте, ведь этих всех нехороших людей не враги нам забросили. Они все выросли среди нас. Только здоровое общество способно производить здоровые силы, рождать ответственных и честных профессионалов, без которых невозможен рост экономики. Поэтому каждому сегодня стоит пересмотреть свои жизненные позиции и начать исправлять общество с себя. И тогда завтра можно будет говорить об устойчивых успехах в развитии нашей страны в целом и каждого из ее регионов отдельно.
29 июня 2012 года