07:47, 6 июня 2012 года

Фронтовик, судья, гроссмейстер Лев Омельченко отметил 90-летие

Редко такое бывает, чтобы в одну жизнь, пусть и очень долгую, вместилось три самодостаточных сюжета.

...Летом 1940 года, сразу после окончания десятого класса в городе Тюмени, сын учителя украинский хлопчик Лева Омельченко был призвал в ряды Красной армии. И вскоре очутился на самом краю советской земли - в Мурманской области, на границе с Норвегией. На юного красноармейца неизгладимое впечатление произвели белые ночи:

- Когда солнце опускалось к горизонту, повсюду сияли отблески желтых и красных лучей, - вспоминает он.

Но любоваться природой довелось недолго. Вскоре рядового Омельченко направили в Мурманск на курсы командиров среднего звена. Образованный, прилежный юноша без проблем осваивал военную науку. Затем младшего лейтенанта зачислили в 325-й стрелковый полк командиром взвода, и началась война...

28 апреля 1941 года взвод Омельчено получил приказ захватить сопку, примыкающую к высоте Черной, где окопались альпийские стрелки генерала Дитля. Под покровом ночи взвод стал скрытно подниматься на сопку. Но вскоре красноармейцев обнаружили и открыли минометный огонь. Выжидать смысла не было. Комвзвода Омельченко скомандовал: «Вперед!». И тут в нескольких метрах от него разорвалась минометная мина. Один осколок вскользь зацепил лоб, другой вонзился в левое предплечье. Кровь хлестала из обеих ран, однако комвзвода не покинул поле боя и повел бойцов в атаку. К рассвету сопка была взята.

За этот подвиг Льва Омельченко наградили орденом Красной Звезды и вскоре присвоили звание лейтенанта.

В октябре 1942-го он получил приказ выявить огневые точки противника. С тремя солдатами из своего взвода Лев Омельченко совершил дерзкий рейд вдоль вражеских позиций, вызывая огонь на себя. Задание уже было выполнено, когда рядом разорвалась минометная мина. Ее осколки изувечили ноги лейтенанта. Солдаты уложили окровавленного комвзвода на плащ-палатку и под шквалом огня дотащили до передовых окопов.

Орден Отечественной войны I степени и многие месяцы в госпиталях Мурманска, Архангельска, Новосибирска, Тюмени. Так завершился первый сюжет судьбы Льва Омельченко.

Фронтовые раны зарубцевались. Надо было думать, как жить дальше. Когда отгремел победный салют, инвалиду войны Омельченко было всего 23 года. И он твердо решил: надо учиться. Поступил на юридический факультет Ленинградского университета, и спустя пять лет одного из лучших выпускников юрфака Льва Омельченко направили на работу в Управление юстиции Ставропольского края. Так начался второй сюжет в судьбе Льва Евгеньевича.

В ноябре 1957-го Лев Омельченко был избран народным судьей Пятигорска. Фронтовик зарекомендовал себя знающим, неподкупным стражем закона. Пять раз переизбирали Льва Евгеньевича на эту ответственную должность, за безупречную работу отмечали грамотами и ведомственными наградами. Но пришло-таки время, когда надо было уступать дорогу молодым. В 1982 году инвалид Великой Отечественной войны, ветеран судебной системы Ставрополья Лев Омельченко вышел в отставку... И начался третий сюжет его судьбы - шахматы!

Когда я навестил юбиляра, он первым делом попросил жену, бывшего народного заседателя Пятигорского суда Нину Дмитриевну, достать с книжной полки увесистый том в красном переплете и протянул мне энциклопедический словарь «Шахматы», изданный в 1990 году под редакцией чемпиона мира Анатолия Карпова. Одна из статей этого фундаментального труда посвящена международному гроссмейстеру Льву Омельченко.

Шахматами он увлекся еще в школьные годы. А уже после войны Омельченко не раз добивался весомых успехов: становился чемпионом Ставропольского края, РСФСР и даже чемпионом Советского Союза, что по тем временам шахматисты негласно приравнивали к званию чемпиона мира. На международной арене Лев Омельченко громко заявил о себе, когда вы-играл весьма представительный турнир «Курс - Кляр», организованный германским Союзом любителей шахмат.

Будучи в отставке, Лев Евгеньевич безраздельно отдался древней игре мудрецов. Хотя с годами фронтовые раны беспокоили все больше, он нашел выход: стал играть по переписке. И добился выдающихся результатов: побеждал во многих международных турнирах, дважды становился чемпионом мира. За что и был удостоен звания международного гроссмейстера. Такие люди составляют гордость Ставрополья.

«Фронтовик, судья, гроссмейстер»
Газета «Ставропольская правда»
6 июня 2012 года