08:44, 4 мая 2012 года

Пенсии и безбедная старость: правда и домыслы о пенсионной системе России

Рост с дефицитом

Несмотря ни на что, пенсии в России растут. И этот факт не может не радовать, учитывая последствия мирового финансового кризиса и общее понижение пенсионных выплат в большинстве стран Европы. Европейцы по этому поводу протестуют... Что касается наших пенсионеров, страховая часть их трудовых пенсий повышена с 1 февраля на семь процентов, с 1 апреля - еще на 3,4 процента. Таким образом, суммарный рост в этом году уже превышает уровень прошлогодней инфляции. Социальные пенсии выросли более чем на 14 процентов. На шесть процентов проиндексированы также ежемесячные денежные выплаты федеральным льготникам и стоимость набора социальных услуг.

По словам руководителя ПФР А. Дроздова, еще одна индексация планируется 1 августа, она коснется тех пенсионеров, которые продолжают работать. Несомненно, пенсионеры в нашей стране потихоньку становятся богаче, однако они по-прежнему отстают по уровню доходов от пожилых людей в той же Европе. По этой причине многие россияне «на заслуженном отдыхе» и продолжают работать.

И еще один тревожный факт обращает на себя внимание. С каждым годом у нас увеличивается дефицит средств в Пенсионном фонде. В нынешнем году трансферт из федерального бюджета на выплату пенсий запланирован в размере 1,075 триллиона рублей, в будущем - 1,2 трлн, в 2014-м - 1,3 трлн. А что дальше? И хватит ли денег в бюджете, чтобы покрывать дефицит средств в ПФР, выплачивая пенсионерам их честно заработанные деньги?

В Пенсионном фонде заверяют, что никакой трагедии в этой ситуации нет, поскольку федеральный бюджет ежегодно планируется с учетом этих трансфертов. Пока что средств в казне хватает. А если вдруг что-то изменится, скажем, резко упадут мировые цены на нефть или уменьшатся другие источники бюджетных доходов? В таком случае средства на «материальную помощь» ПФР будут найдены в Фонде национального благосостояния России. Закон это позволяет. Другой вопрос: настолько ли бездонны эти запасы? И надолго ли их хватит, если макроэкономическая ситуация в случае очередного кризиса не выправится?

Вот этого не знает никто. И потому пенсионеры смогут спать спокойно только в том случае, если бюджет Пенсионного фонда станет бездефицитным. Для этого предпринимаются определенные усилия. Например, в прошлом году сумма поступлений в ПФР возросла в полтора раза по сравнению с 2010-м. И в нынешнем тоже объем средств не должен уменьшиться. Кроме этого в Пенсионном фонде намерены изыскивать «внутренние резервы». Этим, в частности, занималась экспертная группа по вопросам пенсионной системы, которая была создана в рамках выработки «Стратегии- 2020». Так что пенсионная реформа будет продолжаться. И уже сам этот факт порождает немало беспокойств и слухов.

Что обещает стратегия?

Пока можно точно сказать, что возраст выхода на пенсию в ближайшей перспективе увеличиваться не будет. Во всяком случае об этом прямо и недвусмысленно заявляли и В. Путин, и А. Дроздов. В стране, где средняя продолжительность жизни мужчин пока что не намного превышает 60 лет, для этого попросту нет «резервов».

Другое дело - материальное стимулирование тех пожилых людей, которые добровольно откажутся от оформления пенсии по достижении положенного возраста. Предлагается увеличить им выплаты на шесть процентов за каждый сверхнормативно отработанный год. Тут такая дилемма: «маленькая» пенсия, но сразу, либо повышенная, но «потом». Это может стать стимулом для тех, кто готов еще потрудиться, скажем, лет пять. Другое дело - найдется ли в стране так много здоровых людей, способных трудиться после достижения пенсионного возраста, и столько рабочих мест для них, и не станут ли они тормозом продвижения вверх по карьерной лестнице для молодых кадров? В общем, вопросов много. Как бы там ни было, идея эта очень скоро может быть оформлена в соответствующих законодательных актах. Однако до сих пор не ясно, сколько денег это принесет в бюджет Пенсионного фонда.

Иные идеи по реформированию пенсионной системы более конкретны. Серьезные разговоры идут об отмене пониженной планки пенсионного возраста для работников так называемых «вредных производств». Нет, выходить на заслуженный отдых они будут так же, как и нынче, только предлагается, чтобы эти досрочные пенсионные выплаты им выдавались со счетов самих предприятий с вредными условиями труда. Однако речь идет не о такой уж близкой перспективе. Во всяком случае, никаких конкретных законопроектов пока не предвидится. А если они и появятся, можно только предполагать, какие аргументы «против» приведет парламентское лобби отечественных нефтяников, химиков и шахтеров.

Еще резерв для пополнения доходов Пенсионного фонда - это борьба с так называемыми «серыми» зарплатами. Она уже ведется и приносит определенные плоды. Однако плачут при этом чаще всего не директора предприятий, выдающие зарплату «в конвертах», а работники этих предприятий, когда обращаются в свои отделения ПФР за назначением пенсий. С 1 января этого года работодатели обязаны выплачивать страховые пенсионные взносы за трудовых мигрантов и лиц без гражданства, которых они принимают на работу. Учитывая количество гастарбайтеров, которые приезжают в Россию, это может дать серьезную прибавку в бюджет ПФР. Но вот будут ли платить эти самые работодатели? Среди резервов также повышение страховых пенсионных взносов с частных предпринимателей и представителей свободных профессий. Сейчас они выплачивают фиксированный взнос в размере 1200 рублей в месяц. Конечно, этого недостаточно, чтобы рассчитывать потом хотя бы на минимальную пенсию.

Серьезную прибавку в бюджет фонда может дать также увеличение числа желающих участвовать в программе по самофинансированию пенсий. Пока в программе, которая в народе получила название «тысяча на тысячу», участвуют более семи миллионов россиян. И их количество с каждым годом увеличивается. Ну и самый главный ресурс, который может позволить будущим пенсионерам как минимум не бедствовать на заслуженном отдыхе, - это инвестирование пенсионных накоплений через ПФР, НПФ и управляющие компании.

Пенсии на рынке

У всех, кто не старше 1967 года рождения, появилась реальная возможность еще и накопить себе на старость. Есть такая возможность и у представителей старшего поколения при условии, что с 2002 года за них уплачивались страховые взносы в накопительную часть пенсии. О росте или уменьшении этих средств на личных пенсионных счетах нам ежегодно сообщают в так называемых «письмах счастья». Если раньше, когда ежегодная инфляция в стране зашкаливала за 10 процентов, а накопления, отданные в распоряжение различных фондов и управляющих компаний, росли в среднем на 5-6, сложно было говорить даже о том, что деньги на безбедную старость хотя бы сохранятся. В прошлом году при инфляции 6,1 процента наконец-то появилась реальная возможность для накоплений.

И миллионы россиян это почувствовали. По данным ПФР, поступило 6,6 миллиона заявлений на перевод пенсионных накоплений из одной организации в другую. В 2010 году таких заявлений было в полтора раза меньше. Налицо рост деловой активности будущих пенсионеров и в нашем регионе. Отделение ПФР по краю сообщает, что по итогам кампании 2011 года застрахованными лицами было подано 46459 аналогичных заявлений. Это в четыре раза больше позапрошлогодних показателей. Из ПФР в негосударственные пенсионные фонды перешли 34623 ставропольца, 7745 застрахованных лиц сменили один НПФ на другой, 3847 человек вернулись из НПФ в ПФР, 244 человека подали заявления о выборе управляющей компании.

Выбирать действительно есть из кого. В стране сейчас работают 58 управляющих компаний и около 150 негосударственных пенсионных фондов. А со стороны государства главной управляющей компанией, занимающейся инвестированием пенсионных средств, является Внешэкономбанк. Именно он сейчас распоряжается деньгами так называемых «молчунов», которые так до сих пор и не выбрали для управления своими капиталами НПФ или УК. Благодаря этому, по данным ПФР, в распоряжении ВЭБа сейчас пенсионные средства 58,4 миллиона россиян, негосударственные фонды распоряжаются деньгами 15,4 миллиона человек, и около 600 тысяч будущих пенсионеров доверили свои средства частным управляющим компаниям.

О доходах от инвестирования этих средств управляющими компаниями можно узнать на официальном сайте ПФР. И учитывая тот факт, что любые инвестирования - это так называемые «длинные деньги», которые не склонны давать сиюминутной выгоды, лучше изучить данные о доходах за три минувших года. В среднем они колеблются от шести до 30 процентов. Иными словами, худшие управляющие компании за это время сделали будущих пенсионеров беднее, а лучшие как минимум спасли пенсионные накопления от инфляции. Ведь, по данным Счетной палаты, за период с 2005 по 2010 год накопленная инфляция в РФ составила около 80 процентов, а за три минувших года - примерно 25,5 процента.

В конце апреля премьер-министр В. Путин озаботился низкой доходностью пенсионных накоплений и поручил Мин­экономразвития, Минфину, ПФР и Внешэкономбанку проработать возможность расширения инструментов использования этих средств. «Действующие инструменты не позволяют их эффективно использовать, в том числе для абсолютно надежных инфраструктурных проектов, рассчитанных на длительную перспективу, на строительство того же трубопроводного транспорта, железнодорожного, автомобильных дорог. Они уже никуда не денутся и точно будут приносить отдачу, и деньги не сгорят», – в частности, заметил он.

Недостаток возможностей для инвестирования пенсионных накоплений - это действительно проблема, с которой уже столкнулись многие негосударственные фонды. Российский рынок ценных бумаг пока не настолько объемен. Деньги будущих пенсионеров попросту некуда девать. А объем этих средств с каждым годом увеличивается, ведь вступают в трудовую деятельность все больше и больше молодых людей, за которых работодатели платят взносы в накопительную часть будущей пенсии. Которая, по заверениям руководства ПФР, должна быть выше 40 процентов от бывшего заработка - так же, как и в странах Европы. Только такое соотношение и обеспечит пенсионерам безбедную старость. И очень хочется на это надеяться.

««Копилка» на старость»
Газета «Ставропольская правда»
4 мая 2012 года