08:13, 21 апреля 2012 года

Валерий Калугин: законотворчество – процесс непрерывный

– Валерий Владимирович, вам как человеку, в свое время возглавлявшему прокуратуру края, законодательная тематика, безусловно, близка. Как же видится законотворчество из разных должностных кресел?

- Прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов и соблюдением прав и свобод граждан. В годы моей службы в органах прокуратуры основной задачей было приведение законодательства краевого в строгое соответствие с законодательством федеральным. Сегодня я отвечаю за то, чтобы из недр нашего комитета на рассмотрение депутатам Думы попадали качественные и добротные законопроекты. Задачи схожи. Другое дело, что теперь я нахожусь не над процессом законотворчества, а внутри него. И, на мой взгляд, надо учитывать, что качество законопроекта зависит в том числе от политического расклада сил внутри Думы, от лоббирования депутатами интересов той или иной общественной группы и других факторов. Богатый опыт, безусловно, помогает выполнять поставленные задачи и находить оптимальные решения.

– А как бы вы оценили работу комитета прошлого созыва? По его инициативе принято много важных законопроектов. Так что и вам часть из них досталась «по наследству».

- Верно. То, что не успели сделать в прошлом созыве (а законотворчество – процесс непрерывный), предстоит завершить нам. Работу коллег я оцениваю положительно. Трудились профессионально. И это облегчает нашу задачу. Начиная с первого созыва краевой Думы создана крепкая база для принятия верных юридических решений. И тем не менее жизнь постоянно ставит перед депутатами новые и новые вопросы, требующие первоочередного рассмотрения. В частности, на ближайшем заседании предстоит обсудить изменения в Устав края и другие законопроекты. Вспомните, первоначально депутаты, избранные от ЛДПР, не получили в краевом парламенте ни одного места для работы на постоянной основе. Сработал человеческий фактор – иначе это трудно объяснить. Однако федеральным законом в подобной ситуации определено иное решение. Ошибку депутаты уже исправили. Лидер фракции Г. Ефимов получил такую возможность – работать на постоянной, профессиональной основе. И чтобы в дальнейшем не возникало подобных коллизий, краевое законодательство в этой части приведено в полное соответствие с федеральным.

– Над какими еще законопроектами в ближайшее время комитету предстоит работать?

- Необходимо подумать о создании системы контроля за выполнением наказов избирателей. Мало получить в период выборов горы обращений от людей, важно не оторваться от реальности, позаботиться о возможности реализовать их чаяния. Сегодня Дума ушла от прежней практики, когда каждому депутату выделялось пять миллионов рублей на решение социальных проблем избирателей своего округа. Я согласен с мнением губернатора о том, что в этом случае ничего путного получиться не может. А 250 млн просто будут «размазаны по тарелке» и, несмотря на благие намерения, только увеличат «недострой». Можно выбрать наиболее значимые объекты и довести их до сдачи в эксплуатацию. Однако это не значит, что не надо прислушиваться к мнению людей. Наказы, полученные от избирателей, необходимо обобщить в рамках одного документа и позаботиться о финансировании их выполнения. Наказы избирателей должны найти отражение в планах законотворческой работы. В частности, очень актуальна сегодня тема сокращения финансирования ремонта многоквартирных домов за счет федерального бюджета. Эту заботу собираются переложить на плечи регионов, муниципалитетов и жильцов. Однако надо отдавать себе отчет, что среди них много людей с низким или небольшим уровнем доходов, для которых проблема просто неподъемна. Непредсказуемый рост тарифов на коммунальные услуги вызывает недовольство населения. Должна быть система экономических рычагов, сдерживающих рост цен в сфере ЖКХ, если не хотим довести людей до крайности.

– В период последних избирательных кампаний было много недовольных. Даже голодать стало модно. Застрельщиками такой формы политической борьбы стали незарегистрированные кандидаты в Совет Лермонтова. Может быть, дело в недосказанности избирательного законодательства?

- В Лермонтове решение о переносе выборов принял суд, подтвердив тем самым чаяния голодающих. Мне как юристу понятно, что сразу нужно было идти по пути закона. Если не устраивает решение избиркома, надо обращаться с жалобой в вышестоящую комиссию или нести заявление в суд. Поэтому Дума собирается внести уточнения в действующее краевое законодательство о выборах в органы местного самоуправления. Главная цель – чтобы как можно меньше осталось норм, допускающих двоякое толкование.

Планируем принять закон об оказании бесплатной юридической помощи, в котором более четко пропишем, какие категории граждан подпадают под его действие. В поправках нуждается краевой закон об административных правонарушениях и ряд других.

– Местное самоуправление – также забота комитета. В последнее время на эту тему вновь заговорили. Начнем с того, что премьер-министр Владимир Путин подчеркивает назревшую необходимость изменений в системе сложившихся отношений федеральной власти с региональной. Перемены в этом случае должны коснуться и самого близкого к людям уровня власти. Валерий Владимирович, как вы считаете, в каких переменах нуждается сегодня местная власть?

- На мой взгляд, каждый уровень компетенции должен обладать реальными полномочиями. Не надо держать местные администрации на голодном пайке, забирая большую часть налогов, собранных на территории. В этом случае снижается заинтересованность главы администрации в развитии бизнеса, расширении налоговой базы. Все равно ведь отберут, справедливо полагает он, и придется довольствоваться тем минимумом, который определит вышестоящая власть. Конечно, надо думать, как выживать тем территориям, которые не способны сами заработать себе на жизнь. Но, с другой стороны, система бюджетного выравнивания и их обрекает на вечную жизнь с протянутой рукой. Конечно, нельзя сломать действующую схему в одночасье. Но, согласитесь, давно назрела необходимость продумать механизмы стимулирования территорий, чтобы те в большей степени зависели от собственной экономической активности. Следует также озаботиться тем, как преодолеть дефицит управленцев на местах. Талантливая молодежь, способная работать творчески, уезжает, потому что зарплата муниципального служащего, мягко скажем, оставляет желать лучшего, что само по себе не снимает ответственности за результат. Есть над чем подумать. А эффект будет тем большим, чем слаженнее взаимодействие законодательной и исполнительной власти.

«Вопросы ставит жизнь»
Газета «Ставропольская правда»
21 апреля 2012 года