08:26, 18 апреля 2012 года

Главный психиатр Ставрополья Игорь Былим рассказал о проблемах отрасли

- На первом этапе важно было достучаться до чиновников от медицины. И поскольку нас, представителей психиатрической службы, традиционно никто слушать не хотел, на вооружение была принята другая тактика: действовать через иностранных специалистов. Вот, как ни странно, но с мнением заграницы у нас принято считаться больше. Таким образом родился российско-канадский проект, в котором мы приняли самое активное участие. Если вы помните, то канадские психиатры приезжали и в Ставрополь, где на базе нашей больницы проходили научно-практические конференции, на которых шел активный обмен опытом, и в первую очередь по психосоциальной реабилитации. Ибо у нас эта область оказалась после рыночной перестройки совершенно потерянной и неразвитой. Хотя при советской власти, надо заметить, система успешно работала. Теперь по крупицам восстанавливаем. С поправкой, конечно, на время, которое диктует новые подходы. Много рационального извлечено из опыта психиатров Канады и Норвегии, где побывали наши специалисты.

– Известно, что именно иностранные специалисты впервые заговорили в свое время о правах человека в области психиатрической помощи. Игорь Анатольевич, удается ли нам приблизиться к западным стандартам по этой части?

- Безусловно, прогресс в этой сфере есть, и немалый. Я бы так ответил на ваш вопрос: мы идем в нужном направлении. И ставропольчане по этому пути продвинулись дальше многих других регионов. Выстроенная за пять лет, планомерно действующая система психосоциальной реабилитации – это есть часть того здания, которое необходимо достроить, чтобы можно было сказать, что общество уважает права психически больных людей, готово помочь им не только в условиях стационара, но и за стенами больницы.

В крае давно взяли на вооружение правило, что история жизни и болезни каждого человека уникальна и поэтому требует индивидуального подхода. После выписки из стационара врач в одиночку не может справиться с поставленной задачей. Поэтому планы по социальной адаптации больного разрабатываются полипрофессиональной бригадой, в которую входят психиатр, клинический психолог, специалист по социальной работе, средний и младший медицинский персонал. Чтобы попасть точно в цель, с пациентом обсуждаются и анализируются его жизненные планы, подбираются конкретные инструменты помощи. Уже в условиях стационара его планомерно готовят к следующему этапу – посещению реабилитационного центра (дневного стационара) или диспансерного отделения. Важнейшей из поставленных на этом этапе задач является мотивация пациента к занятиям собственной реабилитацией. Заинтересовать помогает организация культурно-досуговой и трудовой деятельности. К проведению таких мероприятий привлекаются сами пациенты и их родственники. Среди используемых форм работы не только культурно-массовые мероприятия, но и клубная работа, спортивные занятия, участие в ведении тематических занятий по социальной адаптации, собрания пациентов реабилитационного отделения, их участие в организации распорядка дня и т. д. Самый главный результат – это конкретные человеческие судьбы, которые благодаря нам не загублены. Я вспоминаю, как в отделение первого эпизода к нам поступил студент из Таганрога. Проявления психического заболевания не сразу были диагностированы. Да это и понятно. Родители далеко, поэтому им только по прошествии немалого времени стало известно, что, вместо того чтобы ходить на занятия, молодой человек занят компьютерными играми. И верить в то, что причиной такого поведения стали изменения в психике, близкие отказывались. Но правильно подобранное медикаментозное лечение и последующий курс реабилитации вернули молодого человека в ряды студентов. Если станет соблюдать предписания врачей, то и дальше будет вести полноценную жизнь.

– Способствует ли система реабилитации сокращению числа больных в стационаре?

- В целом по краю мы сократились на 340 коек. Средняя длительность лечения уменьшилась с 76 до 43 дней. Добиться этого, уточню еще раз, позволили прежде всего применение препаратов нового поколения (нехватки в них больница не испытывает) и действующая система психосоциальной реабилитации больных. Сложно, однако, решается проблема нехватки площадей. Если мыслить западными стандартами, мы пока не способны обеспечить необходимый уровень комфортности, также способствующий скорейшему выздоровлению. Палаты многоместные, и это создает неудобства для больных. Есть потребность в строительстве нового здания, особенно если учесть, что на площади Октябрьского филиала в Ставрополе, где ранее находился Иоанно-Мариинский женский монастырь, претендует церковь. Кстати, именно на его территории расположен дневной реабилитационный центр. Чтобы поднять уровень психиатрической помощи в крае, необходимо расширяться, и не за счет латания дыр. Нужен новый корпус. Благодаря плотному сотрудничеству со СМИ удается информировать общество, как важно поддерживать высокий уровень психического здоровья. Но пока сложно его убедить в том, что в отрасль необходимо вкладывать средства, так как психическое здоровье нации – это обороноспособность страны. Замалчивание проблем может обернуться в будущем проблемами еще большими. Надо ведь учитывать, что наш регион особенный: велик поток мигрантов из республик с неустойчивой политической ситуацией, высок риск терактов.

– Игорь Анатольевич, недостатки в организации психиатрической помощи в крае этим исчерпываются?

- Да если бы… На первом месте стоит нехватка кадров. Профессия врача-психиатра становится малопрестижной. Студенты все реже выбирают эту специализацию. И количество социальных работников во внебольничных учреждениях уступает общероссийскому уровню. А ведь блокирование каждой десятой койки связано с социальными причинами, когда у больного нет родственников и он «прописывается» у нас на долгое время. Высок уровень инвалидизации психически больных: 60% из них находятся в работоспособном возрасте. Это обстоятельство – еще одно свидетельство необходимости дальнейшего развития реабилитационных программ.

– Учитывая уровень подготовки ваших специалистов по части реабилитации больных, им уже пора других учить.

- К этому мы уже пришли. На базе краевой больницы организуется площадка для обучения специалистов из других регионов. Об этих возможностях мы расскажем нашим коллегам на предстоящей конференции.

«В нужном направлении»
Газета «Ставропольская правда»
18 апреля 2012 года