Сельхозкооперативы на Ставрополье - это устаревшая форма собственности
Надо отметить, что скорых решений от федерального депутатского корпуса ждать не стоит. Тем не менее набирает обороты общественная дискуссия по этому поводу: представители деловых кругов, юристы и чиновники высказывают различные предположения о том, насколько сейчас необходимы эти корректировки российской экономике, помогут ли они ей сделать качественный рывок и не приведут ли к неразберихе и панике в предпринимательском сообществе.
В беседе с корреспондентом «СП» эти новации комментирует известный в регионе юрист и бизнесмен Роман САВИЧЕВ.
- Законопроект, внесенный главой государства в парламент, затрагивает очень широкий круг вопросов, заинтересованных лиц и организаций, потому он требует тщательного анализа и всесторонней оценки не только со стороны депутатов, но и экспертов. Немаловажно, чтобы уже на нынешней стадии было четко сформулировано представление о том, какие дополнительные механизмы понадобятся, чтобы задуманное воплотилось в жизнь без потрясений для бизнеса. Ведь планируется «перекроить» ряд положений Гражданского кодекса, регулирующих имущественные и экономические отношения. Между тем, согласитесь, далеко не все инициативы у нас реализуются гладко. Из свежих примеров - инициированная три года назад массовая перерегистрация юридических лиц, вызвавшая поначалу настоящую панику и очереди в налоговых инспекциях.
Тем не менее если посмотреть на комплекс поправок в ГК в целом (он же не ограничивается лишь новой градацией предприятий), то можно однозначно сказать: изменения должны приблизить отечественное корпоративное законодательство к мировым аналогам и обеспечить более прозрачный и динамичный оборот активов в российской экономике.
- В таком случае больше гарантий в плане защищенности бизнеса должно стать и у иностранных инвесторов...
- Да, речь об этом ведется давно. С одной стороны, мы наблюдаем повышение интереса иностранцев к российским регионам, и Ставрополье здесь не исключение. А с другой - они по-прежнему осторожничают, так как знают, что их права недостаточно защищены.
И у нас в крае есть примеры, когда инвесторы, интересовавшиеся, например, потенциалом аграрного сектора, обжигались на недобросовестности местных партнеров и отказывались от солидных проектов. Печально, но все же стоит признать, что аграрии Ставрополья по ряду позиций еще не перестроили свою деятельность на «рыночные рельсы».
- Примеры приведете?
- В крае многие аграрии, по сути, «застряли» еще в девяностых: предприятия, став тогда сельскохозяйственными производственными кооперативами (СПК), и поныне сохраняют эту форму собственности, которая уже не отвечает реалиям жизни, да и просто невыгодна.
Например, банки да и вообще любые кредиторы относятся лояльнее к акционерным обществам, ведь их деятельность более прозрачна и регламентированна, чем в СПК. Да и процедура банкротства акционерного общества сложнее, что значительно снижает для кредитора риски преднамеренного разорения предприятия. Добавлю, что акционерами сельхозпредприятий выступают члены трудового коллектива. И получается, что они реально могут участвовать в хозяйственной деятельности ОАО в отличие от членов кооператива.
Более того, кооперативы очень уязвимы в правовом поле, законодательство о сельхозкооперации не детализирует очень многие процедуры, что дает простор для всевозможных махинаций. А ведь на кону бывает не только благополучие отдельного хозяйства, но и сотен его работников и их семей.
Самый красноречивый пример здесь - голосование на общих собраниях в СПК. В подавляющем большинстве случаев проводится оно по старинке, а именно - поднятием рук присутствующих. И здесь уж многое зависит от того, кто и как считает эти голоса. Тем временем в зале кто-то тихо посидит в сторонке, кто-то две руки поднимет, а потом в протоколе будет легко «нарисован» нужный результат. Соответственно, почти не защищено руководство сельхозкооперативов. По сути, председателя можно сместить по пустяковым причинам: главное - «настроить» народ, чтобы он проголосовал «правильно».
Потому неудивительно, что СПК, как правило, очень легко сдаются перед натиском рейдеров. Кооперативам в отличие от тех же акционерных обществ нечем защитить себя от захватчиков. Почти во всех районах края есть случаи, когда СПК попадали в «капканы» рейдеров.
А нередко несовершенством закона откровенно пользуются и «свои». Вспомним баталии в СПК колхозе имени 1 Мая в Новоселицком районе, которые описывала на своих страницах «Ставропольская правда». В 2007 году там сменился председатель. Вместо человека, успешно руководившего сельхозпредприятием почти два десятка лет, был избран главный агроном с, мягко говоря, менее значимым стажем. «По наследству» ему достался процветающий колхоз, но за короткое время от этого экономического благополучия не осталось и следа. Членам СПК, естественно, недовольным таким положением дел, удалось - но с каким трудом! - освободиться от нового руководителя. При этом за полтора года в налоговой инспекции восемь(!) раз меняли записи о руководстве предприятия. Уже доказано в судах, что горе-председатель представлял для внесения записей в ЕГРЮЛ подложные протоколы общих собраний, где якобы колхозники поддерживали его кандидатуру. Пока выяснялось реальное положение дел, он опустошал счета кооператива. И это далеко не один подобный пример на Ставрополье.
Кстати, не случайно же у наших соседей - в Краснодарском крае и Ростовской области - сельхозкооперативы можно по пальцам пересчитать. Там волна реорганизаций давно прошла.
- Тем не менее пока все же единицы руководителей ставропольских хозяйств решаются на столь серьезные шаги. Некоторые надеются на изменения в законодательстве, а у других как аргумент выступает человеческий фактор. Реорганизация, как известно, требует единогласного решения всех членов СПК, а объяснить колхозникам необходимость перемен непросто. Есть случаи, когда их, собственно, и не спрашивают...
- Любая реорганизация является очень непростым процессом, в случаях с сельхозкооперативами подготовка к ней растягивается на несколько месяцев. Приходится учитывать очень много нюансов. Об этом я знаю на собственном опыте, ведь юридическому агентству «СРВ», которое я возглавляю, уже пришлось несколько раз оказывать помощь в проведении реорганизаций. И во главу угла мы всегда ставили работу с людьми, им надо доступно объяснять и показывать на примерах других преимущества новой жизни.
Тем не менее порой приходится защищать и отдельных членов СПК, чьи права были нарушены при проведении реорганизации. Это, как правило, те, чьего согласия, как вы правильно сказали, просто не спросили, а поставили перед фактом.
Опять же вспомню нашумевшую в крае историю, когда СПК «Путь Ленина» Изобильненского района превратился в ОАО «Новотроицкое». Это пример того, как, втихую скупив паи по дешевке, можно оставить за бортом доверчивых и юридически неподкованных людей. Ряд членов кооператива тогда узнал о свершившейся реорганизации лишь много месяцев спустя, и то по чистой случайности. На общем собрании они не присутствовали (да и не приглашались), а уже много позже кому-то глаз «резанул» непривычный новый штампик ОАО на справке, а кто-то вообще получил неожиданное известие от соседей. Теми, кто не смирился, был подан иск в арбитраж. Однако в таких случаях не всегда удается отстоять интересы простых граждан. Первая судебная инстанция встала на сторону колхозников, посчитав, что их права нарушены. Но впоследствии Фемида отказала в исковых требованиях по чисто формальной, на мой взгляд, причине - якобы селяне пропустили срок исковой давности.
Но обиженные решили не сдаваться. Сейчас по поводу реорганизации Изобильненского СПК «Путь Ленина» инициировано новое судебное разбирательство. Иск одного из членов кооператива уже принят Арбитражным судом Ставропольского края к рассмотрению.
В завершение этого вопроса добавлю, что инициативы Президента РФ, о которых мы говорили вначале, направлены в том числе и на то, чтобы избежать описанных неурядиц.
10 апреля 2012 года