Андрей Хлопянов

Андрей Хлопянов

© Фото: Эдуард КОРНИЕНКО

По мнению председателя комитета СК по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию Андрея Хлопянова, главная задача в этой ситуации – переход от сырьевой экономики к модернизации, развитию промышленного производства, использованию новых технологий.

– Андрей Георгиевич, как предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности края обозначили себя на региональном потребительском рынке в прошлом году?

– Индекс производства пищевых продуктов и напитков в прошлом году превысил 110 процентов, опередив Ростовскую область и Краснодарский край. Темпы роста сохранены по большинству основных продуктов питания. В частности, по муке они выросли на одну пятую, плодо-овощным консервам – почти в два раза, фруктовым – в пять с половиной раз. Производство сахара достигло 173 тысяч тонн, а это рекордный показатель для ОАО «Ставропольсахар» Изобильненского района. Данные по этиловому и техническому спирту превышают показатели позапрошлого года более чем в четыре раза. На фоне снижения объемов водки и ликеро-водочных изделий произошел заметный рост производства коньяка, столовых и специальных вин. Поступление акцизов в краевой бюджет составило более 1,5 млрд руб., что в 1,4 раза больше.

Многие предприятия расширили ассортимент выпускаемой продукции за счет применения инновационных технологий.

– На каких предприятиях они уже внедрены?

– Впервые в России, в Светлограде, налажено производство макарон из кукурузной муки. Освоена уникальная современная технология ультрапастеризации молока на ОАО «Молочный комбинат «Ставропольский» и ООО «Пятигорский молочный комбинат». Новые технологии позволили в несколько раз увеличить сроки годности молока и сливок. Кроме того, на первом предприятии стали выпускать низколактозное молоко, на втором запущена линия по производству молока в индивидуальной упаковке для дошкольных и школьных учреждений. На нескольких мясокомбинатах для обогащения колбасных изделий стали добавлять молочный растительный концентрат, увеличивающий пищевую ценность продукта. Еще один пример внедрения новейших инновационных перерабатывающих технологий – ООО «Кубанская долина». В Новоалександровском районе запущены линии по производству овощных маринадов и компотов, соусов, повидла, варенья, конфитюра, а также асептическая фасовка в мешки типа «Bag-in-box» объемом от 0,25 до трех литров.

Запущена импортная линия по розливу минеральной воды и безалкогольных напитков в ЗАО «Водная компания «Старый источник» (г. Минеральные Воды) производительностью 22 тыс. бутылок в час. Общий объем инвестиций в реконструкцию составил 220 млн рублей. Новое оборудование не имеет аналогов на Северном Кавказе. Выход на проектную мощность позволит увеличить выпуск продукции до 130 млн бутылок минеральной воды и 3,5 млн декалитров безалкогольных напитков в год.

– Как в отрасли идет процесс технического перево-оружения предприятий, от которого в конечном итоге зависит их конкурентоспособность на рынке?

– После глубокой реконструкции введены в эксплуатацию два мясоптицекомбината в Благодарном и Невинномысске. Продолжаются реконструкция и техническое перевооружение ЗАО «Прасол Ставрополья» Изобильненского района. Уже освоено более 100 млн рублей: смонтированы и модернизированы линии по убою птицы и свиней, ведется ремонт котельной с установкой нового парового котла, завершена реконструкция холодильника. В перспективе запуск колбасного и полуфабрикатного цехов. С учетом подобных вводимых мощностей в ближайшей перспективе край превысит индексы, обозначенные в Стратегии социально-экономического развития Ставрополья до 2020 года.

Остается открытым вопрос по переработке сахарной свеклы. Начаты подготовительные работы по увеличению мощностей единственного в крае сахарного завода в г. Изобильном. В Новоалександровском районе планируется строительство завода по глубокой переработке кукурузы мощностью 75 тыс. тонн в год (I очередь). После ввода в эксплуатацию всего предприятия промышленный объем переработки царицы полей в крае увеличится втрое.

– Порой краевым предприятиям бывает непросто пробиться в крупные торговые сети, где господствуют продукты питания из других регионов. Как решается эта проблема?

– В последние годы ситуация изменилась в лучшую сторону: регулярно проводятся заседания рабочей группы по оперативному решению вопросов, возникающих при продвижении продукции местных товаропроизводителей в торговые сети. В результате переговоров, проводимых по итогам совещаний, многие ставропольские производители наладили деловое взаимовыгодное сотрудничество с крупными торговыми сетями, заключено более 230 договоров на поставку товаров.

Утверждена краевая программа развития пищевой и перерабатывающей промышленности, обеспечения качества пищевых продуктов и их безопасности для здоровья населения до 2015 года. В крупных городах, включая Кавказские Минеральные Воды, намечается дальнейший рост строительства современных форматов торговли, сетевых структур с логистическими центрами, расширяется фирменная и ярмарочная торговля.

В прошлом году в бюджеты всех уровней от организаций оптовой и розничной торговли поступило более одиннадцати процентов всех налоговых платежей – свыше шести миллиардов рублей. Это второе место после обрабатывающей промышленности. Наряду с формированием современных торговых центров идет развитие и фирменной сети. Сейчас в крае действует более 1500 таких объектов, в прошлом году открылось еще 11 фирменных магазинов. В городах и районах работают социальные магазины и отделы по продаже продовольственных товаров первой необходимости для льготных категорий и социально незащищенных слоев населения. Среднегодовые объемы продажи сельскохозяйственной продукции и продовольствия составляют около 20 млрд рублей.

Большая роль в продвижении нашей продукции на региональном рынке отводится и информационно-маркетинговому проекту «Покупай ставропольское!». В прошлом году прошло более трех тысяч ярмарок, реализовано около 15 тыс. тонн продукции на сумму более 150 млн рублей. Главные результаты реализации проекта – узнаваемость региональных брендов, повышение покупательского спроса на краевую продукцию. Отмечу, что наши производители приобрели успешный опыт участия и в столичных ярмарках.

– Мониторинг ценообразования в торговле, особенно на социально значимые продукты питания, – один из приоритетов работы комитета. Каковы темпы роста цен?

– В прошлом году складывалась благоприятная ситуация на потребительском рынке на фоне низкой инфляции. Индекс потребительских цен в декабре 2011 года по отношению к декабрю 2010 года составил 104,0% (для сравнения: в Ростовской области – 106,1%, Краснодарском крае – 106,6%, Волгоградской области – 105,3%). Цены на продовольственные товары возросли немногим более одного процента, на непродовольственные – на четыре. Подешевела плодоовощная продукция – на 32%, при этом картофель, лук и капуста подешевели вдвое, свекла и морковь – до 40%. Снижение отмечено также по гречневой крупе, пшену, подсолнечному маслу, муке, курам и другим продуктам.

– Вы отслеживаете и качество продовольственной продукции, в том числе завозимой в край. Какие продукты поступают в торговые сети края?

– В прошлом году проведены лабораторные исследования на соответствие качества и безопасности 640 наименований пищевых продуктов, которые были закуплены в различных предприятиях, на оптовых базах и в мелкорозничной сети городов и районов края. Особое внимание уделялось продукции, завезенной в край. По результатам исследований не соответствовали требованиям 59 образцов, или более девяти процентов. В числе нарушителей в основном оказались продукты из других регионов. Достаточно сказать, что бактерии группы кишечной палочки обнаружены в 48 наименованиях, что составило 81 процент от общего количества забракованной продукции. Неоднократно забраковывались молочные продукты из соседних регионов. Сравнение показывает объективные преимущества тех же ставропольских молочных продуктов, так как при их изготовлении не используются консерванты.

Ставропольский край обладает большими ресурсами для развития пищевой и перерабатывающей промышленности, основная задача которой, подчеркну, – обеспечение своего населения высококачественной продукцией.

Татьяна СЛИПЧЕНКО

Уйти от сырьевой экономики / Газета «Ставропольская правда» / 2 марта 2012 г.