Проблему детского суицида обсуждали на семинаре педагоги-психологи Ставрополья
На этот раз говорили о работе специалистов психологических служб с таким печальным явлением современной жизни, как детские и подростковые суициды.
Открывшая семинар заместитель министра образования СК Диана Рудьева отметила, что не питает надежд, будто такую сложную проблему можно про-
анализировать, а тем более разрешить на одном мероприятии. Тем не менее подступаться к ней нужно. Краевым психологическим центром намечен ряд обучающих семинаров для психологов, работа будет вестись также с классными руководителями, родителями учащихся. Д. Рудьева напомнила, что сегодня Россия в числе стран – лидеров по числу детских самоубийств. В нашем крае этой беды также не удается избежать. В прошлом году суицидальное поведение проявили 72 подростка, 16 из них покончили с собой. Среди причин, которые доводят школьников до этого порога отчаяния, заместитель министра назвала отвержение ребенка в семье и школе, психологическое давление со стороны родителей, учителей, сверстников; «прессинг успеха», когда от ребенка без конца требуют, например, высоких результатов в учебе, не задумываясь, способен ли он соответствовать этим ожиданиям. Воспитание «в духе рыночной экономики» калечит детские судьбы и в семье, и в школе.
По словам заместителя директора краевого психологического центра Ларисы Гладченко, суицид ребенка (или даже его попытка) – как камень, брошенный в воду, от него расходятся круги, страдают все, кто так или иначе с этим столкнулся. Душевную травму получают родители подростка, его одноклассники, педагоги и даже психологи, о которых обычно полагают, что они неуязвимы в стрессовой ситуации. На самом деле опросы показывают, что многие психологи после детского самоубийства, с которым сталкиваются по службе, уходят из профессии, некоторые начинают бояться за своих детей и т. д. Переживают сильный стресс и учителя. В отчаянии находятся родители. Кто-то должен помочь им всем. Включая, разумеется, учащихся, дабы не произошло повтора ситуации. На семинаре обсуждалась модель алгоритма работы в образовательном учреждении с «критическим инцидентом» – как с суицидом, так и любым другим экстремальным эпизодом.
Специалисты высказывались горячо. Многие говорили о недостатке знаний в этой области, необходимости повышать профессиональную квалификацию. Сегодня это стоит недешево, а зарплату школьным психологам пока не повысили. Д. Рудьева сообщила о планах министерства пригласить известных специалистов – психологов и психиатров – из Москвы для чтения лекций по обозначенной проблеме.
29 февраля 2012 года