Насколько правильно принимать детей в школу только по месту регистрации?
Иногда родительские волнения были обоснованными: когда, например, предлагали возить малышей на учебу автобусом из хуторской начальной школы в расположенное за несколько километров село. Иногда непонятно было (мне, во всяком случае), из-за чего сыр-бор разгорелся. Ну стоят в райцентре на одном пятачке три средние школы, а детей в старших классах по причине демографической – мало. Местная власть надумала собрать всех старшеклассников в новой, по современному проекту выстроенной и оборудованной школе, а остальные две сделать девятилетками. Казалось бы, разумно. Тем не менее родители настаивали: права учащихся собираются-де ущемить…
Не берусь сказать, как будут чувствовать себя граждане, пришедшие определить своих детей в первый класс, если в ближайшее время окончательно будет утвержден обнародованный на сайте Министерства образования и науки РФ и опубликованный в «Российской газете» проект приказа Минобрнауки «Об утверждении Порядка приема граждан в общеобразовательные учреждения».
Суть его в кратком изложении такова: государственные и муниципальные общеобразовательные учебные заведения – не только обычные школы, но и гимназии, лицеи – будут принимать детей до 14 лет на учебу лишь по месту проживания и при наличии регистрации у их родителей, усыновителей или опекунов. Проще говоря, записать, к примеру, ребенка в первый класс можно будет только в школу микрорайона. Правда, предусмотрена еще и вторая волна приема, которая начнется 1 августа. Если к тому времени в английской спецшколе или продвинутой гимназии, куда вы мечтали отдать свое чадо, останутся свободные места – его могут взять без привязки к месту регистрации.
Понятно, что такая перспектива более всего осложнит жизнь городских жителей. Там, где учебных заведений много, люди привыкли делать выбор, какое из них более всего привлекательно для получения ребенком образования.
Может быть, подумала я, хотя бы в краевом центре наиболее продвинутые общеобразовательные центры получат право набирать учеников по их склонностям и способностям? Увы, нет. Заместитель руководителя управления образования администрации Ставрополя Светлана Спасибова сообщила, что в городе до 70 процентов учебных заведений носят статус гимназий, лицеев, школ с углубленным изучением предметов. Кого тут выделишь? Получается, если у вас в так называемой шаговой доступности школа с углубленным математическим уклоном, быть вашему сыну математиком…
Но оказалось, что это не единственная проблема. Директор ставропольской СОШ № 42 с углубленным изучением английского языка Елена Букша спокойна: в школе в основном и занимаются дети микрорайона. Английский они, правда, усваивают по-разному, но учителя работают со всеми. Елена Петровна выразила сомнение по другому поводу. Иногда ребенка удобнее учить в шаговой доступности не от родного дома, а от места проживания бабушки, которая заберет младшеклассника после уроков, накормит и присмотрит. Или поблизости от работы родителей. В СОШ № 42 часто определяют детей сотрудники краевой клинической больницы. Первоклассников набора этого года мамы – врачи и медсестры водить в школу рядом со своей работой, возможно, уже не смогут.
Едва я переговорила с Е. Букша, мне позвонила расстроенная обнаружившейся перспективой коллега, молодая журналистка. Она собиралась отдать дочку в первый класс школы, расположенной в двух шагах от детсада, который сейчас посещает младший сын, предполагала, что будет по утрам заво-зить обоих детей сразу в один конец. Более того, девочка уже учится в этой школе на подготовительных курсах (за что родители платят около тысячи рублей ежемесячно), привыкает к будущей учительнице… Как говорится, кого волнуют эти маленькие заботы? Или не такие уж маленькие?
Говорят, новшество вызвано тем, что прошлой весной в крупных городах перед наиболее успешными школами родители будущих первоклассников ночевали, было много жалоб от тех, чьих детей туда не приняли, директоров гимназий и спецшкол обвиняли в коррупции. Но десять или восемь мест, оставшихся от «своих» для «чужих», которые теперь будут распределять в августе, «во второй волне», – не новый ли коррупционный кусок?..
А может, дело в другом? В образовании ввели подушевое финансирование. Чем больше учеников, говорили чиновники, тем больше средств получает учебное заведение, тем выше учительская зарплата, крепче материальная база. Предполагалось, что, глядя на возросшее благополучие успешных школ – тех, перед которыми родители ночуют накануне записи в первый класс, – подтянутся и «ну очень средние» (как говорил в свое время известный сатирик).
Может, не получилось? Потому что жесткое закрепление учеников за школами очень похоже на шаг к отступлению.
P.S. Как, если приказ вступит в силу, будут принимать на обучение детей, чьи родители не имеют регистрации в населенном пункте проживания, в органах образования пока сказать не могут…
18 февраля 2012 года