Миграцию остановить невозможно
Проблемы миграции с каждым годом приобретают все более сложные черты, сказал, открывая конференцию, В. Белозеров. К потоку приезжающих в Россию на жительство соотечественников из бывших союзных республик прибавился постоянно увеличивающийся поток трудовых мигрантов. Существенно меняется состав приезжих: если ранее это были люди, хорошо знакомые с российской культурой, близкие по своему менталитету, то сейчас все больше среди них граждан с низким уровнем образования, без профессиональной подготовки, а часто и без знания русского языка. Появился даже термин «культурно далекая миграция». Назрела необходимость провести глубокий научный анализ ситуации, выработать актуальные практические рекомендации. Уже год работает на базе СГУ при активном содействии УФМС по СК и Общественно-консультативного совета Центр тестирования иностранных граждан, позволяющий оказывать реальную действенную помощь мигрантам в решении вопросов их адаптации в нашей стране.
Начальник УФМС России по СК Александр Бойков отметил, что многонациональное и поликонфессиональное Ставрополье традиционно является территорией интенсивных миграционных процессов. Так, в текущем году в край прибыло более 330 тысяч человек, из которых свыше 250 тысяч – граждане России, около 80 тысяч – иностранные граждане и люди без гражданства. Сегодня в крае проживает 31 тысяча иностранцев, в том числе 17 тысяч – постоянно, с видом на жительство. Основную часть приезжих составляют граждане Азербайджана, Узбекистана, Армении, Казахстана, Украины, Таджикистана и Турции. Основные цели приезда – работа, учеба, туризм. Преобладающая часть иностранцев трудится на Кавказских Минеральных Водах, в Ставрополе и прилегающем к краевому центру Шпаковском районе.
По-прежнему большая часть трудовых мигрантов на Ставрополье занята в сфере строительства, гораздо меньше – в сфере услуг и обрабатывающей промышленности. Повышенным спросом пользуются подсобные рабочие, каменщики, бетонщики, арматурщики. Надлежащее оформление пакетов разрешительных документов на их работу позволило вывести значительную часть теневой миграции в нормальное законодательное русло, а за счет налогов, поступающих при оформлении документов, в бюджет края за год поступило 35 миллионов рублей. Очевидно, что для огромного числа иностранных граждан Россия остается привлекательной территорией, где они могут заработать больше, чем в своих странах, отметил начальник отдела по вопросам трудовой миграции УФМС России по СК майор внутренней службы Максим Чехлыстин.
Жизнь показала, что с первых дней пребывания иностранных граждан в непривычной для них национальной и культурной среде им приходится решать проблемы адаптации. Органы УФМС видят свою задачу в оказании соответствующей помощи приезжим. Для них подготовлены, например, специальные памятки, знакомящие с основными положениями российского законодательства, содержащие сведения о контактах ряда государственных служб и учреждений. Эти памятки распространяются не только структурами УФМС, но также через церкви и мечети, в местах активного общения гастарбайтеров. С целью разъяснения миграционного законодательства регулярно проводятся встречи с лидерами национально-культурных объединений и духовенством. При Ставропольско-Невинномысской и Пятигорско-Черкесской епархиях РПЦ открыты курсы русского языка для мигрантов, на днях такие же начнут действовать при Пятигорской мечети.
Об опыте работы по социальной и культурной адаптации мигрантов рассказал протоиерей Дмитрий Россохань. По его наблюдениям, низкий уровень оплаты труда, бюрократические процедуры и произвол работодателей, негативное отношение местного населения – вот с чем сталкиваются мигранты в первые месяцы пребывания в регионе. Им приходится, зарабатывая средства к существованию, осваивать нормы поведения в незнакомой среде, решать элементарные бытовые проблемы, вопросы охраны здоровья, все это усугубляется при наличии у человека семьи, детей. Немаловажное значение имеют и духовные потребности мигранта. Не случайно на еженедельные бесплатные уроки в предоставленное Пятигорской епархией помещение приходит не один десяток приезжих из Узбекистана, Армении, Азербайджана, Афганистана, Греции, наряду с изучением языка они осваивают российскую культуру, обычаи, традиции. Скоро подобные школы начнут работать в Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии.
Понятно, что пребывание значительного числа иностранных граждан не может не сказываться на общей социально-культурной обстановке в регионе. Аналогичные выводы прозвучали на конференции и из уст представителей Волгограда и Астрахани, где также столкнулись с серьезным наплывом гастарбайтеров. Причем для выходцев из Таджикистана, Узбекистана, Молдовы трудовая миграция часто единственная возможность выживания их семей, подчеркнул и. о. начальника УФМС России по Волгоградской области Николай Плюснин. При этом в ряде секторов экономики региона труд мигрантов наиболее востребован – строительство, торговля, сельское и коммунальное хозяйство, сфера услуг, транспорт, связь. Нельзя забывать, что занятые в них иностранные работники участвуют в создании внутреннего валового продукта нашей страны. И встает задача помочь этим людям, отдающим свой труд на благо России, получая за него гораздо меньше россиян. Среди сегодняшних гастарбайтеров преобладает молодежь из стран постсоветского пространства, не владеющая русским языком и нередко становящаяся жертвой коррупционных и иных противоправных отношений. В преодолении этих негативных моментов важно объединение усилий государства и общественных, религиозных, правозащитных организаций, мигрантских ассоциаций.
Марина Голубенко, главный специалист УФМС России по Волгоградской области, говоря о легализации трудовых мигрантов, отметила, что сегодня потребности в трудовых ресурсах регионы формируют и реализуют самостоятельно. Среди приезжих в основном граждане Узбекистана и Китая. Парадоксальными могут показаться итоги опросов местного населения, которое, с одной стороны, явно не стремится работать за маленькие деньги в сельском хозяйстве, с другой стороны, считает, что Волгоградская область вполне может обойтись без мигрантов, либо, если уж они приезжают сюда работать, надо ограничивать их пребывание некими «резервациями». Появился даже такой термин, как мигрантофобия. Налицо и неосведомленность общества о реальном положении вещей, и необходимость налаживания человеческого диалога мигрантов с местными жителями. По сути дела, оборотной стороной адаптации мигрантов следует считать адаптацию к ним и самого принимающего сообщества.
Миграция – не просто проблема, которую нужно решать, но процесс, которым нужно грамотно управлять. Остановить же ее просто невозможно, таковы реалии современного открытого мира. С этим солидарен и Николай Наумов, начальник УФМС России по Астраханской области, которая в силу своего приграничного статуса ежегодно принимает в пунктах пропуска иностранных граждан более миллиона человек.
Доцент кафедры Астраханского государственного университета Татьяна Говердовская затронула вопросы правовой адаптации мигрантов. Пока что эта сфера недостаточно проработана, и здесь нам мог бы пригодиться имеющийся мировой опыт. Взять хотя бы оказываемую в Европе помощь жертвам расизма и ксенофобии. Испытывающая демографические трудности Россия нуждается в притоке рабочих рук из-за рубежа. В экономике Астраханской области ощущается дефицит работников в сельском хозяйстве и рыбодобыче, существенно восполняемый как раз мигрантами, пускай и кратковременно – посезонно. Примечательная цифра: в 2011 году область добилась высоких результатов, немыслимых при советской власти, успешно заготовив один миллион тонн овощей и арбузов. Здесь заслуга гастарбайтеров признана решающей. Они, причем гораздо меньшим числом, сумели сделать то, чего не удавалось сделать многие годы усилиями привлекавшихся солдат, студентов и т. п. В целом же успешный труд мигрантов на астраханской земле говорит еще и в пользу расширения прав регионов в решении вопросов квотирования иностранной рабочей силы.
Интересную мысль высказал председатель Общественно-консультативного совета при УФМС России по Волгоградской области Александр Кривцов: он привел примеры опять-таки из мирового опыта, когда некоторые страны активно используют образовательный стимул для регулирования переселенческих процессов, предоставляя возможность мигрантам получать образование и переселяться в нужный (!) правительству регион. Несомненно, надо присмотреться к этому опыту, согласились участники конференции. Ведь такие студенты, начав работать, смогут легче адаптироваться. Разговор трех регионов показал: есть много общих проблем, и есть интересный опыт по разным направлениям, который нужно, конечно же, активно использовать.
24 декабря 2011 года