07:58, 17 декабря 2011 года

Бригадный метод оказания социальных услуг взят на вооружение в Апанасенковском районе

В Апанасенковском районе были против не только работники центра социального обслуживания населения, но и само население:

- Не нужны нам толпы ухаживающих, будут идти сплошным потоком, только дверь им успевай открывать.

Самим соцработникам тоже не хотелось менять устоявшийся график: за каждым было закреплено шесть человек, к характерам клиентов более-менее приспособились. В общем, всех все устраивало, и ломать сложившуюся систему не было никакого желания.

Но возможность сократить временные и физические затраты на выполнение оказываемых услуг пришлась по душе руководству центра. Для начала командировали в Шпаковский район за опытом двух толковых специалистов: Зинаиду Мищенко и Юлию Донченко. Позднее они уже сами преподавали новую методику на местах: за год внедрили бригадный метод во всех девяти отделениях – в районном центре и на периферии.

Сейчас, спустя четыре года, можно сказать: новая форма работы пришлась ко двору. Три бригады и одна специализированная – медицинская – обслуживают около 900 человек. Более половины из них старше 75 лет. Впрочем, как подчеркивает директор центра Галина Бабкина, возраст еще ни о чем не говорит, недуги молодеют, и в то же время девяностолетние старики порой чувствуют себя бодрее семидесятилетних. Посещаемость клиента в месяц составляет сейчас почти 20 раз, а не 12, как раньше. Это, конечно, в среднем. На практике случается и несколько визитов в день – все индивидуально.

За это время расширился спектр услуг, и здесь тоже можно привести красноречивую статистику: на каждого клиента центра приходится более 80 выполненных заказов в месяц, и это в разы превышает прежние темпы.

- Но самое главное, - говорит Галина Бабкина, - улучшилось качество обслуживания.

Бригадный метод настолько хорош, что позволяет не только рационально использовать время и людские ресурсы, но и попутно развивает такие человеческие качества, как сочувствие, доброта, обязательность. Проще говоря, каждый сотрудник старается выполнить свою работу добросовестно и выглядеть в глазах клиентов человеком исполнительным и отзывчивым. К этому его стимулирует конкуренция – бабушки ведь обязательно сравнивают своих приходящих помощниц. Кстати, решается и еще одна проблема – круг общения, которого так не хватает пожилым людям, с помощью бригадного метода расширяется.

Повысился престиж профессии. На работу в центр теперь просто так не устроишься – своеобразный конкурс. Коммуникабельность, образование, опыт ухода за родственниками приветствуются. Если хорошо постараться, за квартал можно получить четыре зарплаты! Привлекает и то, что не надо быть многостаночником, одна бригада выполняет хозяйственные работы, другая закупает продукты, третья оформляет субсидии, оплачивает коммунальные платежи. Из полутора сотен сотрудников третья часть работает уже более десятка лет, есть и такие, кто трудится со дня образования центра: Татьяна Стрельникова, Тамара Кофанова, Раиса Зенкина – она рекордсмен, в коллективе с 1988 года.

А вот для Нины Храпач самой привлекательной является работа сиделки – говорит, выполняешь привычные домашние дела да еще и зарплату получаешь! С подопечным своим М. Прокудиным нашла общий язык и много тем для разговоров. Михаилу Михайловичу 94 года, ветеран Великой Отечественной, по профессии строитель, человек в Дивном известный и уважаемый. Энергии его еще три года назад можно было только завидовать, но сейчас болят ноги, подводит зрение – хотя полгода назад он читал «Ставропольскую правду» без очков. Жена умерла двадцать лет назад, и если бы не социальные работники, не знает, как бы он переносил одиночество. На Нину он, правда, иногда по-свойски ворчит:

- Хватит хлопотать, садись отдохни, а то какая же ты сиделка?

«В сиделки через конкурс»
Газета «Ставропольская правда»
17 декабря 2011 года