Юрий Эм: у нас, десантников, есть девиз: «Никто кроме нас!»
За более 30 лет службы в офицерских должностях Юрий Павлович побывал практически во всех горячих точках сначала СССР, а потом России. Боевое крещение он получил в Афганистане, потом были Закавказье, Нагорный Карабах, Южная Осетия, Абхазия и, конечно же, Чечня. Звание Героя получил едва не с четвертого представления к этой награде - наличие у русского офицера собственного взгляда на жизнь нравится не всем и не всегда. Но уважение и поддержка людей неизменно помогали ему. Как говорится, делай добро, и оно к тебе обязательно вернется.
Сегодня мы беседуем с генералом о будущем Ставрополья и страны.
- Юрий Павлович, принято считать, что военные не очень ориентируются в хитросплетениях гражданской жизни.
- Это не совсем так. Я, «до мозга костей» военный, могу сказать, что опыт армии неоценим, как вы говорите, в гражданской жизни, будь то политика, экономика, социалка, любая сфера приложения человеческих сил. И в первую очередь потому, что настоящий грамотный офицер, командир ни во время «обычной» службы, ни - тем более! - на поле боя не может отвечать только за себя. Ведь тогда просто никто не выживет в сражении. Повторю: командир отвечает за всех людей, и, что немаловажно, цена ошибки очень высока. Когда видишь необдуманность и безответственность развития некоторых событий, которые влияют на мою жизнь и жизнь моих близких, появляется естественное желание сказать свое слово. Я считаю это вполне нормальным. Добавлю, что дисциплина не только в армии необходима, без нее никуда и «на гражданке». Ее бы и в политику, и в экономику не помешало бы прибавить.
- Но все же должность крайвоенкома представляется несколько отстраненной от жизни подавляющего большинства людей. Как-то принято считать, что для вашего ведомства главное - план по призыву обеспечить...
- Скажу откровенно, я люблю свою работу, как бы пафосно это ни звучало. Но это не значит, что я не вижу за ней или не хочу видеть, что происходит в «невоенном» мире. И я отмечаю, что сейчас есть уникальное «окно» возможностей, для того чтобы улучшить жизнь на Ставрополье. Есть интерес федерального центра к краю - его экономическому и человеческому потенциалу. Есть полное понимание региональных властей. Да и сами люди хотят повысить динамику развития региона. Подросло новое поколение, которое готово вложиться мозгами и руками в обустройство нашего общего дома.
- Кстати, а что вы можете сказать про современную молодежь? Хотят ли молодые люди служить или все так же, как в девяностые?
- Знаете, у старшего поколения часто принято ругать молодежь. Я не из таких, потому что помню, как наши молодые пацаны воевали в Чечне. Плечом к плечу, не уступая нам ни в храбрости, ни в отваге! Я всегда думал лишь о том, чтобы сохранить как можно больше жизней этих юнцов, чтобы матери меньше плакали, а отцы не так рано старели. Ответственно скажу: если бы не они, то и меня бы здесь сейчас не было. Я фактически по сей день долг им отдаю, хочу, чтобы у них все в жизни получилось.
Конечно, есть такие, кто «откосить» пробует. Но с каждым годом их все меньше. Это потому что престиж армии растет и статус человека, который служил, постоянно повышается. Да и вопросы, связанные с трудоустройством, образованием и медициной, для военнослужащих решаются более эффективно. Да что тут много говорить - вы же знаете последние решения федеральных властей на этот счет.
- Хорошо, а что, собственно, на ваш генеральский взгляд, необходимо еще сделать в регионе, раз, как вы говорите, все и так неплохо?
- Конечно, не все так радужно, дела хватит и нам, и молодым. Впереди большая работа, и я считаю себя частью той команды, которая готова с полной отдачей трудиться на благо жителей края. Повторю всем известную истину: Ставрополье - южный форпост России, а значит, в крае должны быть созданы наиболее благоприятные условия для прохождения военной службы. Это касается и человеческих ресурсов - попросту, кадров, обладающих высокой компетенцией в военном деле. Именно они будут заниматься подготовкой военной элиты для региона и, я надеюсь, для России в целом. Связанные с этим вопросы - обеспечение военнослужащих современным жильем, образованием и медициной. Все это должно быть сделано на высоком уровне и отвечать мировым стандартам, хотя и наши российские стандарты хорошие, просто не везде соблюдаются.
Следующий вопрос - создание условий для молодых семей и реализация программ, связанных с материнством и детством. Ведь кто, как не военные, ценит семейные ценности и детей. Это у нас в крови. Увидев смерть, больше всего начинаешь ценить жизнь. А политикам я посоветую больше общаться с народом, встречаться лицом к лицу и говорить открыто обо всем.
Сегодня многим моим землякам живется нелегко. Я это вижу и стараюсь делать все от меня зависящее, чтобы сломать этот негатив. Ведь у нас, десантников, есть девиз: «Никто кроме нас!».
30 ноября 2011 года