08:04, 25 ноября 2011 года

Бескозырке исполнилось 200 лет

Весной 1951 года, когда я ходил уже в третий класс, мой дядя Михаил Губарев, отслужив семь лет на Тихоокеанском флоте, вернулся домой, в родное село Казинка Шпаковского района. Помню, как приходили «поглядеть на морячка», раз за разом прося его одеться по полной форме: уж больно она всем нравилась, особенно бескозырка. В эти же дни он разрешал надевать ее и мне, даже позволял в ней «побегать по улице». Когда я попадал в окружение сверстников, каждый из них норовил примерить ее, возможно, затаив, как и я, мечту стать моряком.

А ведь бескозырке уже исполнилось ровно… 200 лет! Да, она была введена для нижних чинов флота как «повседневный будничный головной убор» в ноябре 1811 года. Цвета она была тогда темно-зеленого с тремя белыми кантами: один по верху и два по краям околыша. Без лент и надписей. Первые надписи на околышах появились через 20 лет, да и то не для всех судов. Причем наносились только номера экипажей и заглавные буквы части или команды. Что же касается ленточек, то они появились лишь в 1857 году.

Фуражка-бескозырка черного цвета с белым кантом и черного же цвета лентами, с обозначением на канте названия корабля или номера экипажа на нем и кокардой, укреплявшейся на тулье, устанавливается в августе 1874 года приказом «начальника всего флота и Морского ведомства, генерал-адмирала, Великого князя Константина Николаевича» (в истории русского флота было всего шесть высших военных чинов с таким званием).

С 8 июля 1878 года матросы Гвардейского флотского экипажа и матросы кораблей, комплектовавшихся личным составом этого экипажа, стали носить на бескозырках черно-оранжевые Георгиевские ленты с надписью «Гвардейский экипаж».

После 1917 года, естественно, большевики не могли оставить без изменения старую, «царскую» форму одежды военморов. В 1921 году утвержден новый образец обмундирования для военных моряков, впрочем, почти не затронувший бескозырку: только и всего, что немного были сужены околыш и канты, а также сокращена длина ленты. Самым существенным было то, что названия кораблей на лентах заменены названием флотов.

Примечательно, что в настоящее время в Российском флоте возрождается обычай носить на лентах бескозырок название своего корабля.

Важно заметить: в отличие, скажем, от тельняшки бескозырка не была нигде заимствована. Этот головной убор чисто русского происхождения, он всегда был предметом гордости наших моряков. Известно, что в годы войны матросы, сражавшиеся на берегу в армейской форме, в решающий момент атаки надевали бескозырку, зажав ее ленты в зубах.

А сколько прекрасных песен создано о бескозырке! Одна из них, написанная в первый год войны, звучит и сегодня. Да и как ей не жить:

В нашем кубрике с честью, в почете

Две заветные вещи лежат:

Это спутники жизни на флоте -

Бескозырка да верный бушлат…

 

…Если надо в атаку, ребята,

Если сердце горит, как в огне,

К моему дорогому бушлату

Бескозырку подайте вы мне.

На протяжении нескольких десятилетий (с февраля 1968 года) в Новороссийске проходит патриотическая акция с названием «Бескозырка», посвященная памяти защитников Малой Земли, в которой принимают участие десятки тысяч горожан. Она завершается опусканием в воду у берега Цемесской бухты матросской бескозырки и цветов.

В СССР после Великой Отечественной войны насчитывалось 11 с половиной тысяч Героев Советского Союза, из них 500 с небольшим – моряки, то есть каждый двадцатый. А в нашем крае было 220 Героев Советского Союза, из них – 21 моряк, или каждый десятый.

В мирное время тысячи молодых парней, с гордостью, достойно отслужив на надводных и подводных судах, и спустя годы остаются верны морскому братству. В крае возрождена и проводится большая работа по пропаганде славной истории Военно-морского флота России, его традиций. Ставрополь по праву считается городом морской славы. Как в прошлом веке, так и в веке нынешнем ежегодно лучшие из лучших ставропольских парней надевают бескозырки, на ленточках которых золотом тисненные слова: «Северный флот», «Тихоокеанский флот», «Балтийский флот», «Черноморский флот». Носят бескозырки и курсанты высших военно-морских училищ, называемых ныне военно-морскими институтами. По числу юношей (а теперь уже и девушек), ежегодно поступающих в эти учебные заведения, наш регион начиная с пятидесятых годов прошлого века неизменно держит первое место.

…Автору этих строк не довелось стать моряком, хотя он мечтал носить бескозырку. В 1959 году, после десятилетки, в стремлении во что бы то ни стало увидеть «настоящее море» я оказалcя в Севастополе. Но все, что удалось, – это поступить в одно из технических училищ, расположенных на корабельной стороне, на берегу бухты, которое и окончил через два года. С тех пор Севастополь стал самым любимым моим городом. И какова же была моя радость, когда в начале семидесятых годов именно в нем морским пехотинцем проходил срочную службу мой младший брат Геннадий. А в 2003 году бескозырку с надписью «Военно-морской инженерный институт» (бывшее Высшее военно-морское инженерное училище имени Ф. Э. Дзержинского) надел его сын, мой племянник Александр Чернов. Через пять лет, окончив институт, он стал морским офицером.

Для себя же я нашел еще одно утешение: морская тема для меня, связанного с журналистикой, стала одной из самых любимых.

Анатолий ЧЕРНОВ-КАЗИНСКИЙ
«Бескозырке – 200 лет»
Газета «Ставропольская правда»
25 ноября 2011 года