08:12, 3 ноября 2011 года

Театр-студия «Слово» в Ставрополе представил премьеру «С-ума-шествие»

В этот раз перед коллективом тоже стояла непростая задача. Премьера нового спектакля с многообещающим названием «С-ума-шествие», созданного по мотивам «Петербургских повестей» Николая Гоголя, для артистов стала, что называется, глотком свежего воздуха. Во-первых, потому что ставили его уже с новым молодым режиссером Анной Шляховой - в прошлом артисткой студии «Слово», ныне студенткой Московского института культуры и искусства. А во-вторых, опять «замахнулись» на классику, да еще и какую!

…С режиссером постановки мы познакомились незадолго до поднятия занавеса. В это время за кулисами и на сцене подготовка шла полным ходом — кто-то репетировал роль, кто-то поправлял костюм и грим. В отличие от нервно суетившихся артистов Анна Шляхова спокойно давала последние наставления, однако о работе в целом рассказывала мне тоже с взволнованным блеском в глазах.

- Четыре произведения классика мы объединили одним гоголевским героем – Поприщиным, а «Записки сумасшедшего» взяли за основу сюжета. Произведение написано как исповедь, рассказ героя о себе. Поприщин ведет свой внутренний монолог, во внешней же жизни он совсем другой. Перед генералом и его дочкой он хотел бы много сказать и спросить, но никак не смел... Это различие внутреннего и внешнего, разлад с самим собой и сводит его с ума.

Главная идея, которую постановщик спектакля хотела донести до зрителя, при том что в основе — классика литературы, вообще-то отражает вполне современные проблемы общества. Гоголевские герои и сейчас гармонично вписываются в жизнь общества, а тема «маленького человека» не теряет своей актуальности.

- Люди порой не замечают, что словом ли, поступком ли просто «убивают» друг в друге частичку души, - продолжает Анна. - Спектакль - про наше общество и про человека, который с ним борется. В финале герой понимает, что находится в психиатрической больнице, и предпочитает здесь остаться навсегда, разве это не страшно?!

Повести петербургского цикла составляют истинно художественную энциклопедию чиновничьей жизни и психологии. Перед нами вырастает монументальный образ гоголевского Петербурга, в котором личность нерасторжимо связана с миром вещей, внешнего порядка, сложившейся системы искусственного по своей сути, притворного, лицемерного поведения. Это и постарались донести до зрителя актеры театра-студии «Слово».

Спектакль «С-ума-шествие» хоть и составлен из четырех повестей, но все они сценически «сцеплены» так стройно, что воспринимаются единым целым. Мистические эпизоды, перемежающиеся со сновидениями главного героя, создавали необычную, странную атмосферу. Актерская самозабвенная игра добавляла все этой по-своему накаленной обстановке живой человеческой эмоциональности, незримыми токами перетекавшей в зал. Глубокой искренностью на протяжении всего спектакля заряжал всех главный герой Поприщин (Андрей Иванов) - страдания «маленького человека» читались живо и ясно.

Отрадно отметить, что, несмотря на многочисленные финансовые трудности, которые приходится решать «Слову», труппа театра не оскудела, актеры не бросили любимого занятия. Об этом говорил один из студийцев первого «призыва» и нынешних руководителей студии Евгений Пересыпкин:

- У нас занимаются люди, влюбленные в театр, - и школьники, и студенты, и взрослые дяди и тети. Этот год, прожитый без нашего любимого учителя, показал, что театр востребован – в труппу пришли еще 20 человек, кроме того, вернулись и ребята, игравшие несколько лет назад. Так что творческая жизнь «Слова» продолжается.

«Страдания «маленького человека»»
Газета «Ставропольская правда»
3 ноября 2011 года