07:39, 29 июля 2011 года

Проблеме воцерковления казачества посвятили семинар духовников казачьих обществ Ставрополья

Впрочем, этот семинар как-то удачно «вписался» еще и в программу правительства края по укреплению экономики восточных регионов Ставрополья. И он, кстати, один из целой череды, которые запланировало провести руководство епархии. В сентябре, например, пройдет подобный семинар в станице Григорополисской, он будет посвящен проблеме образования в казачьей среде.

А пока более 50 священнослужителей и атаманов собрались в храме Царственных Страстотерпцев на молебен, который предшествовал семинару. Протоиерей Павел Самойленко известен ставропольчанам как основатель и настоятель церкви Пантелеимона Целителя в краевом центре. За время своего недолгого пребывания в Русском, куда его командировал владыка для богослужебной деятельности, он успел сделать много. Честно сказать, и церковь Царственных Страстотерпцев, и дом священника в селе выглядели до его приезда не очень. На вопрос, где дом священника, отвечали: да тот, что с ржавыми воротами. Да и в храме православный календарь был прилеплен к стене скотчем. Отец Павел убежден: в каком состоянии храм, в таком – и души. Ставропольская община храма Пантелеимона Целителя взяла шефство над маленькой сельской церковью. Она прислала сюда два аналоя с накидками, механизм лампады, тропарь, многое другое. В том числе и удобные скамеечки для пожилых прихожан.

После молебна началась работа по проблеме. В чем ее суть? Многие нынешние казаки говорят примерно так: в Бога верю, в церковь не хожу, но за них жизнь отдам. Нынешних священнослужителей казачьих отделов это не устраивает. Видимо, такой подход не устраивает и саму церковь. Многовековой казачий девиз «За веру, царя и Отечество!», как представляется, в вере подразумевал не только и не столько показное следование ритуалам православия, а нечто большее. Вот об этом-то и шла речь.

Чем человек верующий отличается от человека воцерковленного? Для меня это всегда было загадкой. Участники семинара дали на этот вопрос предельно ясный ответ: не дежурное «Господи, помилуй и помоги!» в трудной ситуации, а жизнь по принципам православия. То есть на деле соблюдать правила и установления православной церкви. Отход от таких позиций, как показывает практика, ведет к расколу в казачьей среде и сектантству.

Николай Цикишев, глава администрации села Русского, приветствуя участников семинара, отметил, что проведение семинара носит знаковый характер для православного мира всей восточной зоны Ставрополья. Он подчеркнул, что место проведения семинара выбрано не случайно. На территории Русского сельского совета насчитывается 5,7 тысячи жителей 22 национальностей. И все они работают и живут мирно. Дети ходят в два детских сада и учатся в трех школах. А в безработных благодаря руководству ПМК «Русское» и консервного завода «Русский», продукция которого известна ставропольчанам под торговой маркой «Русское село», только те, кто сам не хочет работать. Юлия Чинаева, директор школы, в которой проходил семинар, говорила о том, что нынешняя тема – большая и значимая не только для казаков и священнослужителей, и значит, все делается по воле Божьей. Атаман Ставропольского окружного казачьего общества Александр Фалько особо отметил роль войскового священника отца Павла - потомственного терского казака, войскового старшины - в возрождении и становлении современного казачества.

- Два десятилетия он с нами, - сказал А. Фалько.

Особое внимание на семинаре было уделено обстановке в восточных районах. Участники много и эмоционально говорили о том, что стереотип о том, что здесь только выживают, надо ломать. Потому что тут, на родной земле, нужно не выживать, а жить. Причем полноценно и с удовольствием. Никто не виноват в том, что здесь с каждым годом появляется все больше пришлых. Это не они наступают, а мы отступаем, подчеркивали участники семинара. И, как показывает опыт Русского сельсовета, различия, в том числе и в вере, – это не более чем различия, которые не мешают жить в мире и дружбе.

Тем не менее в Терском казачьем войске ситуация нынче не простая. Дислоцированное на территории пяти субъектов Федерации (Ставрополье, Чечня, Дагестан, Кабардино-Балкария, Северная Осетия), объединяющее 150 тысяч казаков, оно за двадцать лет возрождения еще не стало единым организмом. Отсюда и те проблемы, о которых говорили участники семинара. Уже есть примеры, когда бывшие казаки, исключенные из общества за неблаговидные поступки, пытаются создавать новые казачьи общества, причем ссылаются на высокопоставленных чиновников от казачества (один из таких примеров приводил А. Фалько). И только авторитет атамана и священника может положить конец такому раздраю. Так что воцерковление казачества имеет, скажем так, практическую плоскость не только в отношении отдельного казака, но и терского казачества в целом.

Другой пример: некоторые бизнесмены готовы встать под знамена казачества и даже платить немалые деньги (?!) за то, чтобы быть атаманом. Но они, подчеркивали участники семинара, защищают не авторитет казачества, а свой собственный бизнес.

- Огромную помощь, - подчеркнул А. Фалько, - в этой сложной ситуации казакам оказывают именно священники. Они всегда с нами – и в горе, и в радости.

Сам отец Павел не скрывал, что проблема воцерковления – «тяжелая, наиважнейшая, животрепещущая, актуальная и… запущенная». Многим непонятен даже сам термин. А казак, как было отмечено, без веры и не казак вовсе. Не зря же в Евангелии говорится, что «вера без дел мертва есть». Ставропольские казаки, несмотря ни на что, делают много хорошего для Ставрополья. Они проявили себя и как гражданское, и как православное сообщество. А затормозить современные негативные процессы или вовсе избавиться от них как раз и может воцерковление казачества.

Участники семинара приняли обращение «к честному казачеству». В нем, в частности, говорится: «Нас беспокоит, что казачество, будучи испокон веку православным, но в годы лихолетья оторванное насильно от православных корней, не спешит воцерковляться… Быть церковным означает на деле… вести подлинно православный образ жизни, быть верным святому православию». Ибо исторически, традиционно и по принадлежности казачество есть надежная опора, защита и гарантии процветания Святого православия. «И только в этом случае мы дерзновенно провозглашаем: «Казачьему роду нет переводу!».

«Казачьему роду нет переводу!»
Газета «Ставропольская правда»
29 июля 2011 года